Почему осетинский пирог делится на 8 частей

Обновлено: 04.05.2024

Когда на столе румяные лепешки с сочной ароматной начинкой, можно не волноваться. Это значит, что гости не просто насытятся, но и получат удовольствие. Ведь что такое осетинский пирог? Это идеальное сочетание вкуса и аромата, выверенное годами и проверенное временем. Не зря этот вид национальной выпечки известен далеко за пределами Осетии. Многие европейские хозяйки пытаются сами испечь лепешки, похожие на пироги, а чтобы попробовать настоящие осетинские пироги, заказывают их в специализированных пекарнях, чтобы на славу угостить своих гостей.

Как правильно есть осетинские пироги

Надо знать правила

Когда не умеешь печь, выход есть – обратиться к профессионалам, которые приготовят так, как надо. Но вот как правильно есть осетинские пироги надо знать самому. Такое действие перепоручать никому нельзя. И здесь есть два важных момента.

Когда пироги ритуальные

Если на столе блюдо с тремя лепешками, сложенными стопочкой и с разной начинкой, то с ними связан особый ритуал. Важно с чем делают эти осетинские пироги. Традиционно верхний с сыром, средний – с мясом и нижний – со свекольной ботвой.

Классический осетинский пирог
Стандартный кусок

Перед их употреблением старейшина дома читает молитву, а затем разрезает все три пирога, соблюдая такие правила:

  • каждая лепешка делится на 8 частей;
  • используется очень острый нож, чтобы не делать лишних движений;
  • разрезы должны состоять из двух крестов, повернутых на 90 градусов друг от друга;
  • блюдо не разрешается вращать и двигать во время разрезания пирогов.

Пирог в разрезе

После того, как выпечка поделена на треугольные кусочки, обратите внимание, как едят осетинские пироги – руками. Вилку и нож уже не используют. Берут часть и перед тем как откусить макают в растопленное масло, которое подают на стол в специальных пиалочках.

Когда пироги обычные

В Москве, решив угостить друзей в свой день рождения осетинской выпечкой, уже можно отойти от ритуальных правил и расслабиться. Пироги можно подавать по одному на блюде или также стопочками, рассортировав по начинкам так, чтобы на одной тарелке были одинаковые наполнители.

Начинка с луком

  • Разрезать каждую лепешку также стоит на 8 частей. Во-первых, – это просто сделать, а во-вторых, – размер куска получается оптимальный для средней руки. Всем гостям будет удобно брать угощение.
  • А теперь главное, как есть осетинские пироги. Лучше всего попробовать их теплыми, но если не сложилось, ничего страшного – они хороши и остывшие.
  • Можно также подать на стол растопленное сливочное масло или какой-нибудь соус, гармонирующий с начинкой.

Например, к мясному фаршу подойдет томатный кетчуп или аджика, к зелени и шпинату – сливочно-сметанный, а со сладкими наполнителями гармонируют сливки, горячий шоколад, карамель.

Непосредственно процесс поглощения обычного пирога ничем не отличается от ритуального. Макаете в соус, откусываете кусочек и наслаждаетесь сочностью, ароматом и неповторимым вкусом.

На самом деле, когда на столе уже стоят свежеиспеченные, ароматные пироги, как их съесть – не проблема. Главное, правильно оценить аппетит и не промахнуться с количеством, чтобы хватило наесться.

Надрезаем осетинский пирог
Отсоединяем дольку
Осетинские пироги подаются треугольными кусочками

Заказывая осетинские пироги в нашей пекарне, вы всегда получите их горячими и свежими, поскольку мы доставляем их в специальных термо-сумках, сохраняющих тепло долгое время. А так как доставка у нас быстрая, то выпечка не успевает остыть.

Когда на столе румяные лепешки с сочной ароматной начинкой, можно не волноваться. Это значит, что гости не просто насытятся, но и получат удовольствие. Ведь что такое осетинский пирог? Это идеальное сочетание вкуса и аромата, выверенное годами и проверенное временем. Не зря этот вид национальной выпечки известен далеко за пределами Осетии. Многие европейские хозяйки пытаются сами испечь лепешки, похожие на пироги, а чтобы попробовать настоящие осетинские пироги, заказывают их в специализированных пекарнях, чтобы на славу угостить своих гостей.

Как правильно есть осетинские пироги

Надо знать правила

Когда не умеешь печь, выход есть – обратиться к профессионалам, которые приготовят так, как надо. Но вот как правильно есть осетинские пироги надо знать самому. Такое действие перепоручать никому нельзя. И здесь есть два важных момента.

Когда пироги ритуальные

Если на столе блюдо с тремя лепешками, сложенными стопочкой и с разной начинкой, то с ними связан особый ритуал. Важно с чем делают эти осетинские пироги. Традиционно верхний с сыром, средний – с мясом и нижний – со свекольной ботвой.

Классический осетинский пирог
Стандартный кусок

Перед их употреблением старейшина дома читает молитву, а затем разрезает все три пирога, соблюдая такие правила:

  • каждая лепешка делится на 8 частей;
  • используется очень острый нож, чтобы не делать лишних движений;
  • разрезы должны состоять из двух крестов, повернутых на 90 градусов друг от друга;
  • блюдо не разрешается вращать и двигать во время разрезания пирогов.

Пирог в разрезе

После того, как выпечка поделена на треугольные кусочки, обратите внимание, как едят осетинские пироги – руками. Вилку и нож уже не используют. Берут часть и перед тем как откусить макают в растопленное масло, которое подают на стол в специальных пиалочках.

Когда пироги обычные

В Москве, решив угостить друзей в свой день рождения осетинской выпечкой, уже можно отойти от ритуальных правил и расслабиться. Пироги можно подавать по одному на блюде или также стопочками, рассортировав по начинкам так, чтобы на одной тарелке были одинаковые наполнители.

Начинка с луком

  • Разрезать каждую лепешку также стоит на 8 частей. Во-первых, – это просто сделать, а во-вторых, – размер куска получается оптимальный для средней руки. Всем гостям будет удобно брать угощение.
  • А теперь главное, как есть осетинские пироги. Лучше всего попробовать их теплыми, но если не сложилось, ничего страшного – они хороши и остывшие.
  • Можно также подать на стол растопленное сливочное масло или какой-нибудь соус, гармонирующий с начинкой.

Например, к мясному фаршу подойдет томатный кетчуп или аджика, к зелени и шпинату – сливочно-сметанный, а со сладкими наполнителями гармонируют сливки, горячий шоколад, карамель.

Непосредственно процесс поглощения обычного пирога ничем не отличается от ритуального. Макаете в соус, откусываете кусочек и наслаждаетесь сочностью, ароматом и неповторимым вкусом.

На самом деле, когда на столе уже стоят свежеиспеченные, ароматные пироги, как их съесть – не проблема. Главное, правильно оценить аппетит и не промахнуться с количеством, чтобы хватило наесться.

Надрезаем осетинский пирог
Отсоединяем дольку
Осетинские пироги подаются треугольными кусочками

Заказывая осетинские пироги в нашей пекарне, вы всегда получите их горячими и свежими, поскольку мы доставляем их в специальных термо-сумках, сохраняющих тепло долгое время. А так как доставка у нас быстрая, то выпечка не успевает остыть.

Спросите, что в них осетинского? Философия и технология.

Осетинские пироги ( чъиритæ, хæбизджынтæ , ед. ч. — чъири, хæбизджын; в диагорском диалекте — къеретæ, ед. ч. — къере) — устоявшееся в русском языке название плоских осетинских пирогов-лепёшек. Бывают круглой (около 30-40 см в диаметре и до 2 см в толщину) и треугольной формы. Ранее осетинские пироги готовили исключительно из пресного (бездрожжевого) теста. Хорошо сделанными в Осетии считаются пироги с тонким слоем теста и обильной (хотя и не выпирающей наружу) начинкой. Пироги с толстым слоем теста считаются признаком неопытности хозяйки. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F1%E5%F2%E8%ED%F1%EA%E8%E5_%EF%E8%F0%EE%E3%E8)

Началось все с того, что в комментариях к моим пирогам зашла речь об осетинских. А я ж любопытная до невозможности, а еще жадная до всего нового и непопробованного. вот так слово за слово и выпросила. Активный член нашего сообщества кухонных маньяков и сочувствующих, а теперь и мой интернет- друг и учитель Тамерлан Бибоевич, прислал мне отличный мастер- класс и проруководил моим дебютом в приготовлении этих замечательных пирогов. Интернет- великая вещь, не выходя из своей квартиры во Владикавказе, Тамерлан весьма успешно, как мне думается, проруководил процессом в моей кухне в Санкт- Петербурге.

Итак. Началось все с поиска ОСЕТИНСКОГО СЫРА, это чуть сразу не отбило мне всякую охоту, ибо все те сыры, что мне предлагались, по приметам не соответствовали описанию (однажды даже предложили нечто желтое с маленькими круглыми дырочками), а главное, на всех фантиках было написано слово "осетинский". Наконец-то я нашла более или менее похожий сыр, не только на фантике значилось "осетинский", но еще и не было приписки типа копченый и еще чего- нибудь. В последствии оказалось, что и тут надули, посему сразу с позиции своего уже теперь имеющегося опыта, говорю- подойдет любой рассольный не очень соленый сыр. Если сильно соленый- вымочить, если соли не хватает- посолить уже в готовой начинке.

Месим тесто. "Берём одну чайную ложку сухих дрожжей, столько же белой пшеничной муки, одну чайную ложку сахара, перемешиваем в стакане и добавляем теплую воду. Содержимое стакана должно заполнять его на 75-80%. Оставляем в таком виде на 10-15 минут, до тех пор, пока не поднимется пенка. До этого времени, необходимо подготовить большую чашку для приготовления теста, а также «арынг» (небольшое корыто с плоским дном, в котором будут формироваться пироги."

С чашками любого размера в моем доме проблем нет, а вот арынга не оказалось, поэтому его роль исполняет обыкновенный деревянный поднос с невысокими бортиками, под названием "бамбуковый" он наверняка присутствует в любом доме.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Пока смесь в стакане вспенивается, мука в чаше просеяна, горстка соли добавлена- можно приготовить первую начинку- рубленую зелень (лук, укроп, кинза, петрушка) смешать с сыром, сыр надо раскрошить руками, или потереть на мелкой терке, тот, что на фото- вообще мажется как масло.

Пена поднялась- действую по инструкции: ". разместив муку в чашке, начинаем замешивать тесто. Для этого используем содержимое нашего стакана, теплую воду, молоко, соль, и в конце, когда тесто почти готово - растительное масло (для того, чтобы тесто не прилипало к стенкам посуды). Готовое тесто накрываем чем-нибудь вроде целлофановой плёнки и оставляем на пару часов. После того, как тесто «поднимется» оно готово к выпечке. Некоторые рачительные хозяйки готовят тесто и впрок, храня его по нескольку дней в холодильнике. В этом случае процесс выпечки пирогов занимает меньше времени, чем другие блюда обычной городской кухни. Кроме того имеется возможность, при необходимости быстро испечь и вкусный хрустящий хлеб, используя ту же сковороду, что и для пирогов." Делаю ямку в муке, вливаю туда содержимое стакана и от центра начинаю замешивать тесто, добавляя молоко и воду.

В мастер- классе почти отсутствуют весовые соотношения продуктов, зато очень много фотографий с руками, приняв за образец соотношения объема продуктов и размера рук, свои собственные руки, на "глазок" все и замешала, когда тесто получилось как на фотке мастера- испытала определенный драйв. ПОЛУЧИЛОСЬ. Пока тесто поднимается- можно заняться второй начинкой. Желая быть ближе к оригиналу, поручила мужской части моей семьи мелко порубить ножом мясо и лук. Лучше бы через мясорубку прокрутила. От усердия порубили так, что фарш получился именно однородной массой. Выгнала всех с кухни, потому как осерчала, а они со светящимися глазами и капающими слюнями, даже не поняли, что это наезд. Дабы поправить настроение, заглянула к тесту- поднялось, да так красиво, что сразу и обо всех неприятностях забыла.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Делим тесто на кусочки размером с мужской кулак и начинаем процесс. Вот здесь-то и пошли основные сложности- это тесто не катают и не тянут, его надо плющить точными легкими движениями сверху вниз и от середины к краям. А тесто-то дрожжевое- я его туда, а оно обратно. тут то и пригодился совет Тамерлана "не спеши", когда тесто перестает слушаться, ему надо дать отдохнуть минуток пять.

Выкладываем на кружок теста начинку.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Вот здесь меня глаз-то и подвел. Я решила, что начинки должно быть столько же, сколько и теста, не учла, что тесто, в отличии от начинки, увеличивается в размере и пока я его плющила, изрядно "подросло", так что, начинки надо комочек раза в полтора больше, чем комочек теста предназначенный для пирога. Начинку разравниваем по лепешке, чтобы до краев не доходило на пару пальцев и собираем конструкцию в узелок. Собирать и плющить пирог уже с начинкой лучше на круге- вполне подойдет большая тарелка- крутить можно, плющить легче (тогда я об этом не подумала, потом Тамерлан подсказал).

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

И снова плющим, только с еще большей аккуратностью. Даем отдохнуть, переворачиваем и снова плющим. Мне понравилось, сначала было просто прикольно, а потом уже и понимание какое-то пришло.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Достаточно плоский пирог перекладываем в сковородку

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

и продолжаем плющить до тех пор, пока пирог не заполнит ее всю. Теперь надо проковырять по центру дырочку. Мне, наверное, не надо, пара- тройка дырочек образовалась самостоятельно, потому что не надо забывать слова учителя "не спеши". Процесс выпекания тоже довольно увлекателен- пекутся пироги на двух уровнях в раскаленной духовке. Сначала пирог ставим на нижний.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

И держим там до тех пор, пока он не станет отлипать от сковороды. Новая сложность- формы-то у меня тефлоновые, к ним ничего и так не прилипает. пришлось пару раз побеспокоить пирог деревянной лопаточкой. Запах пошел такой, что пришлось забаррикадироваться на кухне от семьи, которая в полном составе путается под ногами с вопросами, типа "а кусать это уже можно?".

По мере готовности нижнего слоя пирог переставляется на верхний уровень, а на нижний ставится следующий. Дальше- легче. Верхний зарумянился- его из духовки, нижний- на его место, а вниз- следующий.

Ну вот, на четвертом пироге и дырочку выковыривать уже надо, а не заплатки ставить.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Каждый изъятый из духовки пирог надо густо смазывать маслом.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

"Во всех случаях, кроме траурных, на стол кладут три пирога. На больших праздничных столах возможны несколько тарелок по три пирога на каждой."

Вот, собственно говоря они и есть.

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Не очень ровные, не очень круглые, но похожи. Формы у меня диаметром 26 см, пироги такие и получились, толщина по краям 1,5-2 см, в середине 1-1,5 см. Думаю, при определенном навыке можно расплющить это количество теста и начинки на диаметр сантиметров 30. Теперь можно разбаррикадировать дверь и запустить на кухню истекающую слюной семью.

А это- в разрезе:

Как я училась готовить настоящие ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ.

Ну да, начинка тонковата, тесто разной толщины. Ничего, в следующий раз, учитывая свой опыт и рекомендации учителя, сделаю с толстой начинкой, а толщина теста должна с опытом прийти.

- Уалибах, ч(ъ)ири, хабизджын (в ед.числе) – пироги с сыром

- Картофджын – пироги с картошкой и сыром

- Цахараджын – пироги с измельченными листьями свеклы и сыром.

- Кабускаджын – пироги с измельченной капустой и сыром.

- Фыдджын – пироги с мясным (чаще говяжьим) фаршем

- Давонджын – пироги с измельченными листьями черемши и сыром.

- Нашджын – пироги с измельченной тыквой и сыром (бывает и без).

- Х(ъ)адурджын – пироги с фасолью.

Огромное спасибо и низкий поклон за науку, Тамерлан Бибоевич!

А остальным- ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Кстати, для постящихся можно напечь этих пирогов с подходящей начинкой, а тесто вполне постное, его ведь можно сделать и на воде, а готовые пироги обмазать не сливочным, а растительным маслом.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Традиционно осетины пекут свои пироги на свадьбы, различные праздники, поминки. Однако многие не прочь полакомиться этим блюдом и в будние дни. Осетинские пироги обычно подаются на тарелке по 3 пирога, лежащих друг на друге. Если торжество предстоит крупное и предполагает наличие большого стола, то подаются несколько тарелок с пирогами, опять же по 3 пирога на каждой тарелке. Такую традицию легко понять. Ведь три пирога являются символом Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа.
Кроме того, пироги у осетин издавна ассоциировались с Солнцем. Как известно, в дохристианское время Солнце символизировала Бога, именно поэтому с приходом христианства Солнце стало символом Христа. Однако не все события предполагают наличие трех пирогов на столе. Например, на поминки принято выпекать четное количество пирогов. Чаще всего их выпекают по два. Среди них отсутствует пирог, который является символом Солнца.
Обычно осетинские пироги имеют круглую форму, а их диаметр составляет 30-35 см. Однако для религиозных праздников выпекаются также треугольные пироги, имеющие сырную начинку.


Состоятельность осетинской женщины как хозяйки определяется умением печь пироги. Именно поэтому каждая осетинка должна уметь их выпекать. При приготовлении осетинских пирогов важна каждая деталь. Чтобы осетинский пирог получился правильным, нужно учитывать тонкость теста, качество и вкус начинки, а также ровность раскладки. Кроме того, на качество пирогов влияет и настроение хозяйки. Их нужно готовить с чистой душой и помыслами, а главное, не должно быть излишеств.
Разновидностей осетинских пирогов существует много. На данный момент известно более 10 видов этого блюда. Вид пирога зависит от того, какая начинка используется. Настоящие пироги пекут с начинкой из осетинского сыра . Если начинка состоит только из осетинского сыра, такие пироги считаются молитвенными.


Осетинский пирог с сыром: рецепт

Состав:
Мука – 7 ст.
Молоко – 3 ст.
Дрожжи – 2 ст.л.
Сахар – 5 г
Соль – 3 г
Осетинский сыр или брынза – 1 кг
Сливочное масло – 3 ст.л.
Приготовление:
Для приготовления пирога используйте пшеничную муку высшего сорта. Возьмите необходимое количество муки (для выпекания пирога понадобится 6 ст. муки, остальное используется для посыпки) и просейте ее. В центре сделайте углубление и поместите туда теплое молоко. Туда же необходимо всыпать дрожжи, соль и сахар. Из соединенных вместе ингредиентов замесите тесто, которое будет густым по консистенции.
Тесто накройте и поместите его в теплое место. Оставьте его на 2 ч. Когда тесто подойдет, хорошо его перемешайте и оставьте еще на 30-40 минут.
Займитесь приготовлением начинки. Для этого натрите или разомните сыр. Если Вы используете сыр с небольшим содержанием жира, например, брынзу, то можете добавить немного сливочного масла.
Разделите все тесто на булочки и каждую из них разделайте так, чтобы получились лепешки толщиной в палец. В центр каждой такой лепешки необходимо положить подготовленную начинку из сыра. Сырный фарш нужно распределить таким образом, чтобы до краев лепешки оставалось около 3 см.
Концы лепешки необходимо подобрать и подтянуть их к середине. Скрепите все концы на середине и соедините их.
Сформируйте пирог, разравнивая его поверхность с помощью надавливания ладонью. Осетинский пирог должен быть толщиной примерно полтора сантиметра.
Сковороду или противень слегка смажьте маслом. На подготовленную сковороду или противень выложите пирог. В пироге сверху необходимо сделать отверстие, чтобы при выпечке пирог не порвался. Выпекать пирог необходимо в духовке при температуре около 200 градусов в течение 15 минут.
Выньте пирог, смазав его сливочным маслом. Каждый пирог нужно разрезать на 6 треугольников. Подавать их нужно горячими.

Символы, время и пространство.

Мы живём уже в 21 веке, в такое время, когда бытие человека во многом определяется научно-техническими достижениями современной цивилизации. Может показаться, что сегодня человечество живёт в совершенно ином мире, который существует по исключительным, только ему присущим законам развития. В самом деле, новейшие средства передачи, производства и хранения информации коренным образом изменили нашу жизнь: пространство бытия сжалось, расстояния сократились, изменился городской ландшафт, преобразилась и окружающая природная среда.

Во многом эти изменения коснулись и человека, его мировоззрения, его привычек и интересов, других побудительных мотивов. Однако считать, что эти обстоятельства коренным образом отодвинули духовные искания и потребности человека - заблуждение, либо не желание воспринять очевидное: человеку нельзя терять духовную связь с культурой предшествующих поколений, с традициями и обычаями своих предков. Человек есть, прежде всего, интегрированное выражение позитивного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Только осознанное его использование открывает широкие возможности для духовного роста и совершенствования. У нас, слава богу, ещё есть пока ценности, связывающие нас с великой культурой, подарившей миру духовные богатства, включающие в себя знания о человеке и его месте во вселенной, о его бытии, выраженном через систему символов.

Одним из таких символов являются традиционные в Осетии три пирога. Они настолько традиционны, настолько вросли в нашу культуру, что представить без них не только ритуальное застолье, но и любой праздничный стол невозможно. Что же символизируют три пирога?

Как показывает опыт, это не такой уж простой вопрос, который «берётся» с первой попытки. Он требует вдумчивого исследования, т. к. многие знания утрачены, а те, что остались, мягко говоря, получили искажённую интерпретацию, но не в силу злого умысла, а по причине действия закона времени, когда новые проблемы и события покрывают прошлое густым слоем забвения и непонимания. Вообще прежде не принято было касаться сакрального публично, эта тема была табуирована и обсуждение подобного находилось под запретом - «нæфæтчиаг». Предполагаю, что подобное положение вещей могло стать причиной частичной потери подлинной информации, которая компенсировалась указанием на природные явления и стихии.

Сказанное ниже подтвердит мысль о том, что нужно бережно относиться к знаниям и ценностям, дошедшим сквозь завесу времени и отделённым от нас новым социальным пространством, созданным человечеством за последние несколько веков.

Итак, почему осетины ставят на стол три пирога? Почему пироги имеют круглую или треугольную форму? Заглянув в интернет в универсальном электронном словаре Википедии в статье о трёх пирогах читаем следующее объяснение: «число три означает символически три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля». Знакомому хоть немного с традиционной культурой и религией осетин трудно согласится с подобной формулировкой, потому что в ритуальном молитвословии нет молитв, посвящённых солнцу, воде или земле.

Одна из первых попыток приоткрыть завесу, скрывающую древнюю символику принадлежит Вилену Уарзиати, который считал, что круг можно рассматривать как символ земли, а треугольник как символ плодоносящей силы земли. Верхний пирог, по Уарзиати, символизирует бога, средний солнце, нижний землю. В исследовании вопроса о символике трёх пирогов нам могут оказать существенную помощь сравнительные данные различных наук, в частности этнографии и религиоведения .

Ещё в 19 веке учёные связывали осетинскую культуру с культурой северных иранцев. Осетинская религия рассматривалась как исторически сложившийся симбиоз язычества и христианства. К сожалению, подобная точка зрения поддерживается сегодня в общественном мнении некоторыми представителями интеллектуальной элиты. Более того, обыватели, нередко именуя своих предков, современников и себя язычниками, не понимают даже смысла слова «язычник», которое означает не что иное, как варвар, инородец и т.д. Этим объясняется неверная в своей основе ориентация исследователей, просто не замечающих целого ряда противоречий, возникавших в трактовке символики осетинской религиозной культуры. Однако, работы современных ученых показывают, что древнеиранская религиозная традиция, которая систематически представлена в сохранившихся в Осетии религиозных комплексах, простирала своё влияние далеко на Восток, например, на Даосизм, возникший при Чжоусской (Скифской) династии в Китае, и буддизм, основанный Сидхартхой Гаутамой - представителем древнеиранского племени саков. Последние исследования показывают, что и такие мировые религии как ислам и христианство возникли на основе древнеиранских верований. Иранская идеология оказала влияние и на формирование целого ряда идей в иудаизме.

Возвращаясь к рассматриваемому вопросу отметим, что символ круга с точкой в центре очень древний и для наших предков весьма значимый. Здесь можно сослаться хотя бы на найденную в царских николаевских курганах золотую фиалу, форма которой совпадает с формой осетинского пирога или на одежду скифских воинов, основным узором которой был круг с точкой в центре.

Что же означает этот символ в религиях народов мира, черпавших из сокровищницы древнеиранской традиции, выкованные в течение веков, ценности?

При первом же знакомстве с восточными учениями оказывается, что этот символ весьма распространён как в ведических культах, так и в даосизме и в различных направлениях буддизма. Он всегда был основным символом бытия, символом, выражающим единство и гармонию инь и ян, символом абсолюта. Понятие абсолюта в восточных религиях имеет совершенно иной смысл, нежели в западных, например, у тех же христиан, которые придерживаются идеи личностного Бога. Согласно восточному монизму, единый бог как непроявленная сущность мироздания существует во всём и как Абсолют вмещает в себя всё творение; его бытие носит целостный характер и постигается посредством медитации, одной из форм которой является молитва .

Сегодня раскрыты уже многие загадки и тайны древних учений, и, поэтому, мы можем понять, как трактовался этот символ в ранних и поздних религиозно-философских системах. Следует сказать, что прежде всего этот символ связан с представлением о зарождении мира. Так, в гимнах Ригведы, одном из древнейших памятников мировой литературы, говорится:

Ничто не существовало: ни ясное Небо,

Ни величие од (санскр. Дух; сравните с осет. уд) над Землёю простертой.

Не было смерти, и бессмертия не было.

Не было границ между днём и ночью.

Лишь Единый в своем дыхании без вздохов,

И ничто другое не имело бытия.

Царил мрак, и все было сокрыто изначала,

В глубинах мрака – Океан бессветного.

А вот как об этом же говорится в «Книге Дзян»: «Не было ничего. Единая тьма наполняла беспредельное Всё. Не было Времени, оно покоилось в Бесконечных недрах Продолжительности. Не было вселенского разума, ибо не было Существ, чтобы вместить его. Не было ни Безмолвия, ни Звука, ибо не было слуха, чтобы ощутить его. Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя» (выдержки из книги: Космические легенды Востока. Изд. «Сфера», Москва. 1991г.). В индусской священной книге «Вишну–Пурана» есть такие строки: «Не было ни дня, ни ночи, ни тьмы ни света, ничего кроме Единого, не постижимого разумом, или Того, что есть Парабраман».

Известный индийский философ Радхакришнан, блестящий знаток древних учений, так писал о сути единой подлинной реальности : «Это единое - душа мира, имманентная причина того, что есть во вселенной,

источник всякой природы, вечная энергия. Это - ни небо, ни земля, ни солнечный свет, ни буря, но другая сущность, . единый, дышащий не дыша. Мы не можем видеть его, мы не можем правильно описать его, эта высшая реальность, которая живет во всех вещах и движет их все, это реально единое цветёт в розе, прорывается в красе облаков, показывает свою силу в бурях и рассыпает звезды по небу.

В этой единой реальности исчезает всякое различие между арийцем и дравидом, евреем и идолопоклонником, индусом и мусульманином, христианином и язычником. Здесь на мгновенье мелькнул идеал, перед которым все земные религии - лишь тени, указывающие на совершенство дня. Единое называется многими именами. Жрецы и поэты многими словами превращают во многое скрытую реальность, которая только, одна. Человек вынужден образовывать весьма несовершенные идеи об этой необъятной реальности. Желания его души, по-видимому, прекрасно удовлетворяются неточными идеями, "призраками, которым мы здесь поклоняемся . Глупо препираться по поводу символов, при посредстве которых мы пытаемся выразить эту реальность. ЕДИНЫЙ бог называется по-разному, в зависимости от той сферы, в которой он проявляет себя, или склонностей ищущих душ».

В даосском трактате о Дао говорится, что прежде был уцзи, т. е. тьма и небытие, потом появился свет в точке и появилась масса вещей и явлений, которая называется тайцзи. Процесс зарождения бытия обозначают кругом с точкой в центре, где «единица рождает бесконечное множество». Этот символ зарождения мира и есть символ Бога.

Аналогичная идея о происхождении бытия отражена в Нартском эпосе:

«Дзырдтой нæ буц фыдæлтæ раджы, мæнг дуне дам уыди фынæй, æмыр æмæ саудалынг. (Нарты кадджыта. ИР. 1989г

Мир был темным и сонным, но потом происходит рождение Бога из Света, который и сам есть Бог (причина самого себя): «Хуцау фæлдыст у дунейы рухсæй мæ у дунейы рухс» (Бог рождён светом Он и есть Свет).

Таким образом. мы имеем возможность ещё раз убедиться в древности культа почитания единого начала и в попытке древних мыслителей осмыслить его сущность и законы существования.

Итак, центральная точка в круге означает непроявленность бога, так что три круглых пирога символизируют идею непостижимости и сверхразумности высшего первоначала. Троичность, зафиксированная первоначально в трёх кругах, как символах вечности, проявляется в трёх земных гранях: начале, середине и конце бытия; верхнем, среднем и нижнем уровнях мироздания; мыслях, действиях и желаниях человека. В данном случае идея троичности нашла своё материальное выражение в треугольнике, и, следовательно, треугольный пирог означает проявленность бога в энергиях феноменального, чувственно воспринимаемого мира, в образах земного бытия.

Поэтому первое молитвенное обращение в любом случае есть обращение к единому и великому творцу всего сущего. Более того, в молитвословии всякий раз подчёркивается, что молящиеся обращаются именно к Всевышнему, что они именно те, кто молится богу, как единому первоначалу, которое есть основа, середина и конец мироздания.

Мир согласно учению древних Ариев, подразделяется на три уровня:

1 -верхний мир, который населён светлыми духами;

2-средний мир, который предоставлен человеку, обращающемуся за помощью к земным духам;

3- нижний мир, скрывающий могущество сил земли и воды.

То же самое и в осетинской традиции, где Уас – Божественная Весть отождествляется с Дунейы Рухс (Мировым Светом), дауджита – материальный мир, и уайу – силы, несущие смерть и изменчивость бытия, и представляющие далимон – низший дух, обитающий в нижнем мире. В данной троичности заключается целостность Божественного мироздания, т. к. Хуыцау объединяет всё сущее и не-сущее, всё, что рождается, и, что переходит в иной мир и пребывает в нём. Напомним, что треугольник символизирует эманацию бога, его явленность в качестве производительных сил земли (зедов и дауагов). Именно к ним обращаются в молитвословии, прося помощи и поддержки в земных делах: в домашнем хозяйстве, в воспитании детей, на охоте, на войне, при сборе урожая и пр.

Треугольные пироги, которые делаются по особым случаям, таким образом , посвящены тем, кто управляет производительными силами земли, однако при этом сохраняется связь с богом, ибо точка в центре маркирует единство мира. Универсальный символ зарождения бытия (круг с точкой в центре) актуален и сегодня. Он развивается, т. к. продолжается процесс познания мира человеком. Его смысловой мир обогащается новым социальным и этическим содержанием.

Символика трёх пирогов вступает в стадию, когда метафора, как иносказание, позволяет раскрыть новые свойства человека и мира и связывает с тремя пирогами пожелание трёх прекрасных вещей- здоровья, душевного спокойствия и счастья. Тот же символ может означать рождение растения из семени, животного из капли, и т.д. и этот процесс рождения божественного мира является непрерывным, практически непрекращающимся становлением. Время и пространство генезиса и развития бытия распределяется на процессы текущие, завершённые и возможные, ожидаемые. Отсюда взгляд, выражающий философское умонастроение, что три пирога символизируют прошлое, настоящее, будущее и при этом вечное и актуальное пребывание Бога в сотворённом им мире. Таким образом, три пирога становятся символом сохранения этносоциума, символом, который связывает нас с предшествующими поколениями творцов великих идей, общезначимых ценностей и великого знания о предназначении человека.

Читайте также: