Приготовленные оладьи мамой были

Обновлено: 07.05.2024

Примеры с ошибками

неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дат. п.

Предлоги наперерез, наперекор, навстречу употребляются с дат. п.

По употребляется с П. п.

Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах. Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел. Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

По окончанию спектакля мы собрались в холле для обсуждения.

Вопреки распространённому мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах. Благодаря тёплым дням золотой осени лес как будто помолодел. Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшемуся вскачь коню.

По окончании спектакля мы собрались в холле для обсуждения.

неправильное употребление имени числительного

Собирательные числи-тельные употребляются с сущ-ми, обозначающими: - лиц муж. пола; - детёнышей: - парные предметы или имеющими только форму мн. ч.

Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина - занимались в разных спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Три одноклассницы: Виктория, Елена и Карина - занимались в разных спортивных секциях.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени

И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Нарушение в роде несклоняемых существительных

Нарушение в роде аббревиатуры

Нарушение в числе подлежащего и сказуемого в главной или придаточной части

[Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в ед. числе]

До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом. Весь день пони катало в зоопарке малышей.

МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.

Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

До 1936 г. Тбилиси (город) назывался Тифлисом. Весь день пони (он) катал в зоопарке малышей.

МГУ был основан в 1755г. по инициативе первого русского академика М. В. Ломоносова.

Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.

Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

ошибка в построении предложения с однородными членами

Неправильное расположение и употребление двойных союзов

Совмещение конструк-ций с причастным оборотом и придаточным определительным

Объединенные в сочинён-ном ряду слова управляют разными формами

Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

Сёстры хорошо разбирались как в музыке, так и в живописи. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела, запомнилась всем.

Складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и восхищается им.

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Ошибка в согласовании приложения с определяемым словом.

[После родовых обозначений (роман, повесть и др.) имя собст-венное ставится в И. п.]

В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».

В основе произведения «Повесть о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Ошибка в согласовании определения с определяемым словом

Разрыв прич. оборота определяемым словом

Ошибка в месте причастного оборота

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этю-дов, привезённым из поездки на Восток.

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток.

Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.

Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг.

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Дееприч. оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и глагол, к которому дееприч. оборот относится. Дееприч. оборот может использоваться в безличных предложениях, если сказуемое выражено сочетанием категории состояния или безличного глагола (можно, нужно, нельзя и т.п.) и инфинитива.

Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Нарушение границ предложения.

Разрыв между определя-емым словом и придаточ-ным предложением

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов

Неоправданное употреб-ление соотносительного слова то

Одновременное использо-вание подчинит. союза и частицы ли в роли союза

Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.

Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать эту книгу.

Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты,

Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского.

Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.

Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

неправильное построение предложения с косвенной речью

В предложениях с косв. речью не употребляются местоимения 1 и 2 лица.

Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что « я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что « он убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

  • Исследовательские работы
    • Исследовательские работы школьников
    • Краеведение
    • ОБЖ
    • ОРКСЭ
    • Самоуправление в школе
  • Методические материалы
  • Игры, тренажеры, тесты
    • Игры и тесты по окружающему миру
    • Игры и тренажеры по математике
  • Контакты

Темы исследований

  • ДОУ (детский сад)
  • Начальная школа
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение
  • Русский язык
  • Литература
  • Английский язык
  • Математика
  • Физика
  • Астрономия
  • Химия
  • Информатика
  • Биология
  • Экология
  • История
  • Обществознание
  • Краеведение
  • География
  • Физкультура
  • Музыка
  • ИЗО
  • ОБЖ
  • МХК
  • ОРКСЭ
  • Социальные проекты
  • Экономика
  • Психология
  • Педагогика
  • Литература по проектам

Оформление работы

  • Виды исследовательских работ
  • Организация и проведение работы
  • Этапы исследовательской работы
  • Оформление исследовательской работы
  • Структура исследовательской работы
  • План исследовательской работы
  • Титульный лист исследовательской работы
  • Содержание исследовательской работы
  • Введение исследовательской работы
    • Обоснование актуальности исследования
    • Проблема исследовательской работы
    • Цель исследовательской работы
    • Объект и предмет исследования
    • Задачи исследовательской работы
    • Гипотеза исследовательской работы
    • Методы исследования
    • Теоретическая значимость работы
    • Практическая значимость работы
  • Заключение исследовательской работы
  • Список литературы
  • Приложения исследовательской работы
  • Защита исследовательской работы
  • Исследовательская деятельность учащихся

Наш баннер

Исследовательские работы и проекты

Подготовка к ЕГЭ 2021. Электронное приложение к заданию №8


В процессе исследовательского проекта по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ 2021. Электронное приложение к заданию №8" учащейся 10 класса школы была поставлена цель разобраться в том, как правильно выполнить одно из заданий на ЕГЭ по русскому языку, которое даст возможность заработать 5 баллов.

Подробнее о проекте:

В практической части исследовательской работы по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ 2021. Электронное приложение к заданию №8" обучающейся 10 класса был проведен разбор синтаксических норм русского языка на примерах, указаны ошибочные и правильные варианты решения задания. Данный учебный проект будет полезен для учеников старших классов школы во время их подготовки к ЕГЭ.

Оглавление

Введение
1. ЕГЭ 2021 по русскому языку. Задание №8. Синтаксические нормы.
2. Какие правила попадаются в задании №8.
3. Разбор синтаксических норм на примерах.
Заключение
Приложение

Введение

Актуальность: данное электронное приложение необходимо выпускникам, так как имеет практическое значение.

Новизна исследования: в данной постановке такая тема еще не разрабатывалась.

Объект: синтаксические нормы русского языка.

Предмет: решение задания №8 ЕГЭ русского языка.

Гипотеза: я предполагаю, что использование электронного приложения поможет выпускникам выполнить Задание №8 на 5 баллов.

  1. Изучить литературу по теме «Синтаксические нормы русского языка».
  2. Выяснить, какие правила нужно знать по данной теме.
  3. Собрать материал по теории и практике задания №8 ЕГЭ.
  4. Провести опрос среди учащихся 10-11 классов.
  5. Сравнить, сопоставить, проанализировать полученные результаты.
  6. Создать электронное приложение.

ЕГЭ 2021 по русскому языку. Задание №8. Синтаксические нормы

За это задание ты можешь получить 5 баллов. Ответом к заданию №8 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов.
Порядок записи имеет значение.

Алгоритм решения задания №8:

  • Просмотри все типы ошибок в левом столбце.
  • Проанализируй каждое предложение: сначала выдели грамматическую основу. Если есть нарушение связи между подлежащим и сказуемым, выбери эту формулировку.
  • Определи второстепенные члены.
  • Если есть нарушения, определи, какое правило нарушено, и выбери соответствующую формулировку в левом столбце.
  • Запиши номера предложений строго под соответствующими буквами.

Какие правила попадаются в задании №8

  1. Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
  2. Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  3. Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
  4. Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  5. Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
  6. Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.
  7. Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.
  8. Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом и без.

Разбор синтаксических норм на примерах

Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:

Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово:озеро (И.П.) Байкал (И.П.),

озера (Р.П.) Байкал (И.П.),

озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА
Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров. В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

  1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)
  2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
  3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА
1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтировано. 3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. 1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]
  • Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью

ЗАПОМНИ!
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).
  • Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами
  1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.
  2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.
  3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).
  4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.
  5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
  6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.
  7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то. то; не то. не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
  8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

    не только … но и
    если не…, то
    как…, так и

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА
1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею. 2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма). 1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах) 2. Натянуть и выстрелить из лука непросто 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
  • Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения

ВАЖНО!
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит. 2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА
1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).
2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).
1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом) 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).
  • Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом и без

ВАЖНО!
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.
Предлоги в - из, на - с.

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА
1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде 2. в город – из города 1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду 2.в город - с города

Отзывы учащихся

«Мне было очень интересно работать в таком приложении, всё очень легко и понятно. Надеюсь, я смогу подготовиться к заданию №8 на отлично» - Катя.

«Могу с уверенностью сказать, что имея только это приложение, можно очень хорошо подготовиться к экзамену» - Артём.

«Хочу сказать спасибо за такое хорошее приложение, мне очень понравилось» - Мария.

Заключение

Данное электронное приложение не включает теорию задания №8 ЕГЭ по русскому языку. Это помогает находить грамматические ошибки в предложенных заданиях.

В электронном приложении есть алгоритм выполнения данного задания. По нему можно производить разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку.

Если мы научимся безошибочно распознавать грамматические ошибки, то не потеряем баллы и в сочинении (критерий 9).

В данном электронном приложении дается разбор всех ошибок, которые встречаются в восьмом задании. Это очень удобно.

Приложение

Диаграммы сравнения
Количество учеников: 60
егэ 1

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Автор-составитель Валеева Д.Р

Задание 8. ЕГЭ. Практикум. Грамматические ошибки.

Вспомните виды грамматических ошибок, укажите цифрой вид ошибки.

Виды грамматических ошибок:

1)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6)ошибка в построении предложения с однородными членами

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8) неправильное построение сложного предложения

9) неправильное построение предложения с косвенной речью

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю

Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий

Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.

Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии, открытом учеными.

По прибытию в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи.

Он любил и интересовался искусством с самого раннего детства, поэтому был частым посетителем музея.

Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея Бахрушина

Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.

Вопреки желания он твердо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет праздник.

Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.

Клин журавлей печально летели по хмурому осеннему небу.

Петруша Гринев сокрушался о том, что вместо веселой петербургской жизни ожидала его скука в стороне глухой и отдаленной.

Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от фигуры Аленушки.

Писателя глубоко трогает и восхищает проявление патриотизма.

Раскольников после убийства приходит в свою каморку и спрятал награбленные вещи за обои.

Обе последние пьесы Чехова — «Три сестры» и «Вишневый сад» — характеризуется гениальным по своей новаторской дерзости сочетанием драматического с комическим.

Настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными.

На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше.

В Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

Его произведения регулярно появляются в журнале «Северном вестнике»

Необходимо то, чтобы ты прочитал поэму Лермонтова «Демон».

Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.

Задание 8. ЕГЭ. Практикум. Грамматические ошибки.

Вспомните виды грамматических ошибок, укажите цифрой вид ошибки.

Виды грамматических ошибок:

1)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6)ошибка в построении предложения с однородными членами

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8) неправильное построение сложного предложения

9) неправильное построение предложения с косвенной речью

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю

Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий

Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.

Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии, открытом учеными.

По прибытию в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи.

Он любил и интересовался искусством с самого раннего детства, поэтому был частым посетителем музея.

Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея Бахрушина

Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.

Вопреки желания он твердо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет праздник.

Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.

Клин журавлей печально летели по хмурому осеннему небу.

Петруша Гринев сокрушался о том, что вместо веселой петербургской жизни ожидала его скука в стороне глухой и отдаленной.

Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от фигуры Аленушки.

Писателя глубоко трогает и восхищает проявление патриотизма.

Раскольников после убийства приходит в свою каморку и спрятал награбленные вещи за обои.

Обе последние пьесы Чехова — «Три сестры» и «Вишневый сад» — характеризуется гениальным по своей новаторской дерзости сочетанием драматического с комическим.

Настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными.

На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше.

В Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей.

Необходимо то, чтобы ты прочитал поэму Лермонтова «Демон».

Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Щербинина С.Ю., учитель МОУ «Каслинская СОШ №24»

Нарушение в построении предложения.

Теория и практика.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника. 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков не только опубликовал ряд статеи? об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. 5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось. 6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций. 7) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных творчеству Н.В. Гоголя. 8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного. 9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.

Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять.

Это значит, что 4 предложения могут относиться:

к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.

к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду 2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. 3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду 2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер. 2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. 3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу) 2. Приехав в Москву, мне стало грустно. 3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтировано. 3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтировано. 3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.

Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Он всегда уделял внимание своему здоровью.

Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.

О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.

Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.

Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд

Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.

Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.

В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми стали распевать на улицах Парижа песню «Марсельезу»

Участникам первого Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.

Благодаря системы условностей возник особый язык византийской живописи.

Даже те, кто не интересуются спортом, знают имя основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.

В Петрозаводске я исследовал и начал серьезно интересоваться архивами.

Чуткий художник, он нередко откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.

Обучив лошадь всем премудростям выездки, наездника ждёт заслуженная награда.

Корчагин твердо заявляет, что к «буденовцам я обязательно перейду».

В начале апреля уже шумели скворцы и летают в саду желтые бабочки.

По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж,

Некоторые из писем, написанными А.Н. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драматурга.

Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.

Выбрав пьесу для постановки, началось распределение ролей.

Н.А.Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

Большинство работ молодого учёного посвящены проблемам теоретической физики.

В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

Альпинизм закаляет не только физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

Вопреки вчерашнего неблагоприятного прогноза весь день светило яркое солнце.

Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, то музыка оборвалась.

По окончанию университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.

Толстой-публицист не только приобрел огромную известность в России, но и во всем мире.

А теперь представьте себе, что вы перенеслись на одну из звёзд, находящихся на удалении от нашей Земли на расстоянии в пятьдесят световых лет.

Мы присели с Мишкой на покрытой скамейке листвой.

Егорова расстраивало не столько всё происходящее, сколько настораживало.

И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

Он написал несколько писем и отправлял своим родным и близким.

Русский язык .Готовимся к выполнению задания №7.3.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ задание №7. 3.»

Синтаксические нормы.

Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.

Задание: укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Это задание проверяет речевую культуру, владение синтаксическими нормами русского литературного языка.

Наиболее типичные ошибки:

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

Предложения с однородными членами

1. Построение предложения с однородными членами, стоящими в разных падежах

Во время войны народ надеялся и верил в победу.

Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в вин.п. с предлогом в (надеялся (на кого? На что. ), следовательно, предложение построено неверно.

Во время войны народ надеялся (на кого? На что?) на победу и верил (в кого? Во что?) в нее.

2. Пропуск предлога при однородных членах.

На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены!

Перед словом воздухе нужно добавить предлог в, так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом на.

На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!

3. Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

«Караси, сазаны, лещи» - это вид рыбы, поэтому не могут стоять в одном ряду однородных членов рядом с этим словом.

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

Бабушки и дети – тоже жильцы дома.

На собрание пришли жильцы дома.

5.Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.

Пришел с женой и плохим настроением – логически несовместимо.

Иван Петрович, когда пришел в гости, был в плохом настроении.

6. Нарушение однородности понятий.

Мы любим футбол и стрелять.

Не могут быть однородными существительное и инфинитив.

Мы любим футбол и стрельбу.

7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов.

Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Великих художников стоит в форме Род.п., а однороные Сурико, Репин, Айвазовский – в им.п.

Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.

8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и…; не только…, но и …; если не…, то… и др.

Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.

Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как. так и … являются постоянными, поэтому союз а также здесь использовать нельзя.

Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.

9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.

Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя внести замечание.

Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.

Предложения с причастным оборотом

1. Разрыв причастного оборота определяемым словом.

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Определяемое слово не может разрывать причастный оборот. Оно может стоять либо до, либо после него.

Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.

Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.

2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом.

Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.

Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими..

Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.

3. Замена страдательных причастий действительными.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Действительное причастие на –ся следует заменять страдательным, где это возможно.

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения.

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

Не могут выступать в качестве однородных элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Дождь, ливший с утра и напоивший всю землю, очень выручил хлеборобов.

Сложноподчиненные предложения

1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия.

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Неправильный порядок слов. Непонятно: кто был покрыт пеной (казаки или лошади). Между словом который и существительным, к которому оно относится не должно быть другое сущ.

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Нарушено согласование: юноши (какие?) которые…

Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии.

3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается со слова кто.

Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч.

Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

4. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.

Нарушена норма управления: заметить можно что? Указательное местоимение с предлогом в данном случае употреблено неправильно.

Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.

Запомнить некоторые сочетания слов:

Скучать (по кому?чему?) – с существительными и личными местоимениями 3-го лица): скучать по нему, по морю, по лету.

Скучать (по ком?) – с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн.ч.: скучать по вас, скучали по нас.

Уплатить, заплатить (за что?) за проезд.

Оплатить (что?) проезд

Уверенность (в чем?) победе.

Вера (во что?) в победу.

5. Смешение прямой и косвенной речи.

Студент сказал, что я еще не готов отвечать.

Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимение 1-го и 2-го лица.

Студент сказал, что он еще не готов отвечать.

Нарушение управления при употреблении предлогов

1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки.

Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза пошел дождь.

Существительные после предлогов: благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в форме Д.П..

Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу пошел дождь

2. Ошибки в употреблении предлога ПО

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По завершении учебного года мы поедем в Крым. По приезде в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством управляют род.п. (кого?чего?),

А предлоги подобно, наперекор – д.п.(кому?чему?). Снега не было в течение месяца. Дом выстроен наподобие куба.

Прочие типы ошибок

1. Ошибки в употреблении имен собственных.

В фильме «Войне и мире» С.Бондарчу сыграл Пьера Безухова.

Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное – жанровое обозначение. Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.

В фильме «Война и мир» С.Бондарчу сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

2. Неоправданная инверсия.

Глаза его прикрывали стекла очков.

Прямой порядок слов:

1. подлежащее стоит перед сказуемым (дождь идет).

2. согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь).

3. несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба).

4. дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья).

5. обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льет).

Неоправданная перестановка подлежащего и прямого дополнения приводит к ошибке.

Стекла очков прикрывали его глаза.

3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.

Ученый оперировал с точными фактами.

Ученый оперировал не с чем? А чем?

Ученый оперировал точными фактами.

Согласование сказуемого с подлежащим.

1. При подлежащем, выраженном сочетанием собирательных существительных (ряд,. большинство, меньшинство, часть и т.п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно ставиться в форме мн.ч., если речь идет об одушевленных предметах.

Большинство зрителей радостно приветствовали команду.

И в форме единственного, если подлежащее обозначает неодушевленные предметы:

Ряд новых постановлений вызвал недовольство граждан.

2. Если подлежащее выражено сочетанием количественного числительного или другого четного слова (несколько и т.п.) с существительным в форме р.п., мн.ч., то сказуемое согласуется так же, как с подлежащим – собирательным существительным.

Несколько мальчиков сидели на скамейке и о чем-то спорили.

Пять человек были свидетелями происшедшего.

3. при числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа:

Два дерева росли посреди поля. Три корзины с грибами стояли в прихожей.

4. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде:

Найдена в древнем городе тысяча прекрасных скульптур.

5. При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое ставится в форме единственного числа.

Прошло две недели. Десять лет пролетело.

6. при подлежащем включающем слова много, мало, немного, немало, сколько, сказуемое ставится в форму ед.ч.

Сколько идей приходит мне на ум.

Много пловцов участвовало в соревнованиях.

7. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, соединенным только интонацией или связанным посредством соединительного союза, то:

1) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится в форме мн.ч.: Дети и взрослые боролись со стихией.

2) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики.

8. При сочетании в подлежащем двух существительных с предлогом С (типа брат с сестрой) сказуемое ставится в форму мн.ч., если оба предмета или лица являются подлежащими: Андрей с Аней танцевали на выпускном вечере.

И в форму ед.ч., если второй предмет или лицо является дополнением: Мужчина с собакой показался на аллее парка.

9. При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в форму муж. Рода независимо от пола того лица, о котором идет речь: Фармацевт выписал рецепт. Директор вызвал родителей.

При наличии собственного имени лица, при котором название профессии выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем:

Читайте также: