Торт части речи 3 класс

Обновлено: 27.04.2024

Юрий Людмила Александровна

Цель: учить различать слова, относящиеся к различным частям речи.

Задачи 1. Обучающая: наблюдать за грамматическими признаками слов ( на основе смыслового вопроса), повторение изученного во 2 классе, знакомство с понятием « части речи)

2. Развивающая : способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся, работать над уточнением значения частей речи и выражений.

3. Воспитательная : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, воспитанию устойчивого желания и стремления работать в коллективе, добиваться результатов совместным трудом, умению слушать и слышать одноклассника.

Оборудование: учебник «Русский язык», авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, материал для рефлексии, презентация.

ВложениеРазмер
урок русского языка для 3 класса 10.25 КБ
к уроку русского языка "Части речи" 366.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 23
Части речи

Цель: учить различать слова, относящиеся к различным частям речи.

Задачи 1. Обучающая: наблюдать за грамматическими признаками слов ( на основе смыслового вопроса), повторение изученного во 2 классе, знакомство с понятием « части речи)

2. Развивающая : способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся, работать над уточнением значения частей речи и выражений.

3. Воспитательная : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, воспитанию устойчивого желания и стремления работать в коллективе, добиваться результатов совместным трудом, умению слушать и слышать одноклассника.

Оборудование: учебник «Русский язык», авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, материал для рефлексии, презентация.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Для Скибина, Гурова, Валуйской, Васильченко- разобрать слово по составу .

II. Работа над новым материалом.

А) Работа в группах « Четвертый лишний»СЛАЙД 2,3

- Записать под диктовку, найти лишнее слово. Обосновать свой выбор.

1 .Аптека, багаж, беседка , интересный.

2. Горячий, ребята , футбольный, обычный.-

3.. Метро, беседовать ,учитель, земляника.

- Есть ли что- то общее в этих словах? Да, это словарные слова.

_ Чем они различны? Разные части речи.

( Да, это имена прилагательные - 1группа.

Да, это имена существительные - 2группа

Да, это глаголы- 3группа). СЛАЙД 4

Зарядка для глаз

Б) Повторение написания однородных членов предложения

- Какие члены предложения называют однородными?

- Записать предложение, подчеркнуть однородные члены предложения. Сделать схему.

Жёлтые, коричневые листья осин ковром покрыли землю.

- Объяснить написание слов: жёлтый ( изменяем слово- после звука «ж» не слышим «о», значит пишем- Ё)

Ковром - без. гл., проверяемый ударением , проверочное - коврик

Покрыли - приставки « па»- нет

- Назовите однородные члены предложения.

- Что обозначает прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное ? СЛАЙД 5

Вывод: слова, называющие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой?, какая?, какие? – это имя прилагательное

2. Ребята надели шубки, сапожки для прогулки.

ребята - словарное слово

шубки, сапожки- парные согласные ( шуба, сапожок)

прогулки- приставки « пра» нет

- Назовите однородные члены предложения.

- Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает имя существительное ?

Вывод: слова, называющие предметы, явления природы, человека и животных отвечающие на вопросы кто?, что?- это имя существительное. СЛАЙД 5

3. Дети оделись и построились на прогулку

Оделись- приставки «а»-нет

построились – есть приставка «по»

прогулку -есть приставка «про»

-Назовите однородные члены предложения.

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол ?

Вывод: слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы что делает?, что сделает?, что будет делать? – это глагол СЛАЙД 5

- Что интересное вы заметили? Какая тема нашего урока?

( Мы будем говорить о…)

- Да. Тема нашего урока « Части речи»слайд 6.

- Как вы думаете, что вы узнаете? ( Гипотеза детей)

Слайд озвучивает учитель слайд 7

- Что такое части речи.

- По каким признакам распределяются

- Чем различаются части речи между собой.

- Что такое самостоятельные и служебные части речи

1. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».

Учитель. С давних времен существует страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя.

Некоторые части речи вы уже знаете. Назовите их.

Подумайте, какое задание выполнил Никита (уч,с.122). Что он перепутал? Исправьте его ошибки устно.

Называю гл. - показываете ,

Называю им. сущ. – прыгаете,

Называю им.прил. - изображаете.

Кошка, писать, собака, улыбка, плачу, радость, радостный, рисовать, хмурый, бегу, огромный.

2. Классификация слов по значению.

1) Запишите слова из упражнения 2 в таблицу (учс.123)-3 у доски.

Морфологический разбор «торт»:

Грамматический разбор

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «торт»

Фонетический разбор слова «торт»

Значение слова «торт»

Синонимы «торт»

Разбор по составу слова «торт»

Карточка «торт»

Предложения со словом «торт»

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока русского языка Тема Части речи 3 класс 2.docx

Тема урока: Части речи .

Цели: . 1. Знакомство с понятием «части речи» и системой частей речи русского языка. Повторение изученных во 2 классе частей речи. Наблюдение за грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса.

2. Развитие умения классифицировать слова по частям речи на основе сравнения их грамматических признаков, добывать информацию на основе рисунка-таблицы, сравнивать и обобщать её на основе наблюдений.

3.Воспитывать языковую культуру, внимание и интерес к построению системы русского языка.

Тип урока: Урок изучения нового материала и повторения пройденного.

Оборудование: 1. Презентация к уроку и её техническое оснащение.

2. Демонстрационная таблица «Части речи» за 2 класс.

3. Индивидуальные карточки для классификации слов в 3 группы.

4.Учебники стр. 144 – 149.

Методические приёмы:

1. И К Т:Решение языковых задач с использованием интерактивных заданий.

Получение информации на основе дидактической схемы-рисунка в мультимедийном сопровождении.

Обобщение знаний в таблице.

Дидактическая игра. Подвижная языковая игра.

Конструирование языковых задач.

Практическое решение языковых задач.

Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребёнка.
Методы, применяемые на уроке: проблемный, наглядный, практический, игровой, эвристическая беседа, наблюдение, словесный, интерактивный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная и дифференцированная работа, самостоятельная.
Здоровьесбережение: организация динамических пауз, смена позы во время работы .

1.Организационный момент

Записываем число Классная работа

Сегодняшний урок я хочу начать словами известного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского

«С русским языком можно творить чудеса!» Слайд №2

Как вы это понимаете. Вот и сегодня мы продолжим творить чудеса на уроке.Какими средствами можно пользоваться при обучению русскому языку?

В этом нам поможет презентация.

А что случилось? Слайд №3

(Компьютер поймал вирус и стёр все файлы из нашего компьютера. Наша задача восстановить все файлы и создать модель антивирусной программы. Чтобы определить тему и цели урока необходимо уничтожить вирусы .Вы сами сегодня будете оценивать свою работу на уроке.(у каждого из вас на партах лежат листы самооценки работы на уроке)

1 Вирус Минутка Чистописания

Ч Ч Ч // У У У //

Человек без друзей, что дерево без корней.

1.Оцени свою работу

2 Вирус Повторение (Работа в парах и классом )

hello_html_m34d0d4ca.jpg
hello_html_42e4d04b.jpg

О 1 пара Разобрать предложение и составить схемы.

Наступила холодная пушистая зима.( Валя Витя)

О 2 пара Разобрать предложение и составить схемы.

Снежинки порхали кружились сверкали на солнце.(Вера )

О 3 пара Разобрать предложение и составить схемы.

Лисы зайцы волки нашли себе убежище.(Аня Маша)

? 4 пара Прочитай текст, вставь пропущенные слова (Егор,Софья )

Мы идём ____ чащу леса. Пёстрый дятел стучал ____ дубу.

Рядом ___ берёзой стояла ель. ____ елью лежат шишки.

Это хорошая пища для птиц.

С классом «Решить картинный кроссворд»(работа со словарными словами)

1. hello_html_bfb033.jpg
2 hello_html_3263418a.jpg
3 hello_html_71dfb7f4.jpg
4 hello_html_m66a34e59.jpg
5 hello_html_7b8d1bee.jpg
6 hello_html_3cc0415f.jpg
7 hello_html_5d007793.jpg

8 hello_html_m71b5d65f.jpg
9 hello_html_557c4531.jpg

Записываем слова в тетрадь

Выступление 1 пары

В предложении однородные определения,выраженные именем прилагательным 1 ряд записывает 1схему

Выступление 2 пары

В предложении однородные сказуемые,выраженные глаголом

2 ряд записывает 2схему

Выступление 3 пары

В предложении однородные сказуемые,выраженные именем существительным

1 ряд записывает 1 предложение и схему

Появляется схема

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Выступление 4 пары

Какие слова вы вставили в текст (в,по,с,под). Как назвать эти слова одним словом (Предлог)

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Предлог

Как назвать одним словом (Имя существительное,имя прилагательное,глагол,предлог)

Какое ключевое слово получилдось в кроссворде?

Давайте предположим ,какая тема урока сегодня?

Тема урока : «Части речи»

Какие цели на уроке мы поставим перед собой?(предположения детей) hello_html_3ed3fcbc.jpg

Появляется первый элемент модели

2.Оцени свою работу

Конструктор правил

Проверка. hello_html_59008d38.jpg
Почему предлог не соединили?

Закрепление

Работа с учебником стр.144 упр 1 (Коллективно) даётся минутка на обдумывание .Записываем в тетради

1 ряд- 1 строчка

2-ряд- 2 строчка

3 ряд- 3 строчка

3.Оцени свою работу

Физкультминутка

Части речи назовём ,

И немножко отдохнём.

Называть части речи будем движениями:

сущ-е – руки в стороны

письмо, письменный, писать,гибкость, гибкий, загибать,рисовать, рисунок, яркий,

пробежать, пробежка,. жаркий.

4.Оцени свою работу

Работа в группах (Коврики из слов ) hello_html_m2b903fa7.jpg

С Закрасить слова обозначающие имена существительные красным цветом

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

МКОУ « Лозовская НОШ – ДС» Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

Дидактический материал по теме « Части речи» 3 класс УМК « Школа России»

Автор: учитель начальных классов Анпилогова Л.Н.

Наличие карточек с заданиями различной трудности позволяет дифференцировать самостоятельную работу учащихся.Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся на всех этапах усвоения учебного материала. Виды упражнений по правописанию частей речи, их последовательность и степень повторяемости соответствует особенностям изучаемого материала. Задания при объяснении нового материала имеют поисковой характер, указывается последовательность умственных действий. Кроме основного задания по новому материалу, в карточке предлагаются задания для повторения пройденного и для подготовки учащихся к усвоению последующего материала.

Карточка № 1

1. Выпиши в два столбика слова: рабочий, пенал, лесник, карта, маляр, ученик, дерево, стул, директор, учительница, открытка.

1 (кто?) 2 (что?)

2. Допиши предложения.

Больных лечит (кто?) …… .

Ученик читает (что?) …… .

3. Измени слово СЕСТРА по образцу:

мама – (о ком?) о маме – (для кого?) для мамы.

4. Прочитай, выбери из скобок и вставь нужный предлог.

Стол, …столом, … стола (за, у)

Урок, … уроком, …уроке (перед, на)

Окно, … окна, … окном (у, под)

Река, …реке, …реки (в, от)

5. Подбери к слову ВЕСНА слова, отвечающие на вопрос какая?

Образец: погода (какая?) теплая, солнечная, приветливая.

6. Прочитай. Найди ошибку. Напиши правильный вариант словосочетания.

Кто? что делает?

Измени слова по образцу, используя предлоги.

Образец: мама – (о ком?) о маме - (у кого?) у мамы

2.Измени слово ДЕРЕВО, используя предлоги: перед, около, за, у, к, с, над.

3.Исправь ошибку. Напиши правильный вариант предложения.

Портной (что делает?) готовит.

Врач (что делает?) продаёт.

Учитель (что делает?) чинит.

Продавец ( что делает?) лечит.

Сапожник (что делает?) учит.

Повар (что делает?) шьёт.

4.Измени слова СТРОИТЬ, РИСОВАТЬ, БЕЖАТЬ, КРИЧАТЬ, ВАРИТЬ по образцу:

Что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать

5. Выпишите пары существительных, близких по значению.

Образец. Сумерки и мрак.

Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.

Карточка № 3

Какая часть речи отвечает на вопросы кто? и что?

Прочитай текст.

Летом у папы и мамы был отпуск. Мы ездили в Ялту. Там я видел корабли и маяк.

Выпиши из текста имена существительные вместе с предлогом, определи и обозначь в скобках их род и число.

2.Прочитай слова: Ученица, Лида, Карта, костя, Москва, Село, Воронеж.

Найди и исправь ошибки. Запиши слова правильно. Придумай три предложения с данными словами, используя предлоги: У, С, ЗА.

3.Какая часть речи обозначает действия предмета?

Задай вопрос к данным словам по образцу: дождь (что сделал?) полил

Ручей (…. ) побежал ночь (……?) наступила

Солнце (…. ) взошло небо (……?) просияло

4. Измени слова в соответствии с вопросами:

что делать? Что делает? Что сделал? Что будет делать?

5. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.


Образец. Туча (какая?) чёрная.


Тёмная туча закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге.

Затрепетали листья на осинках. Ударил сильный гром. Вспыхнула яркая молния. Крупные капли дождя упали на землю.

Карточка № 4

1.Подбери к данным словам слова, обозначающие признак предмета.

Образец: лето (какое?) жаркое.

2. Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.

Солнце (осветить) поляну.

2.Речка (сверкать) на солнце.

3.Ласточки весело (щебетать).

3.Поставь вопрос к словам, обозначающим признак предмета.

Образец: море (какое?) синее.

4.Поставь вопрос к словам в скобках.

Образец: В лесу звери (что делают?) готовятся к зиме.

( Ёжик) несёт грибы на спинке.

(Серый) зайка надевает новую шубку.

Медведь (готовит) себе берлогу.

5. Напиши имена своих товарищей в алфавитном порядке и составь небольшие предложения о том, что делает каждый из них.

Образец: Таня (что делает?) читает книгу.

Вася (что делает?) делает уроки

6. Из данных слов составьте предложения .

Сегодня, ярко, ребята, весёлые, светит, играют, выпал, в снежки, наступила, долгожданная, снег, солнце, пушистый, на дворе, зима.

Подчеркните одной чертой существительные, двумя – глаголы, волнистой линией – прилагательные.

1.Журнал « Начальная школа» № 6 1987 г

2.« Сборник упражнений по русскому языку для самостоятельных работ в малокомплектной школе. Начальные классы» М, Просвещение,1985 г

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Части речи (повторение).

Тема. Части речи. Разбор предложения по частям речи

обобщить знания о частях речи.

уточнить отличительные признаки изученных частей речи;

научиться различать части речи.

Часть речи - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками.

Морфология - отдел грамматики, изучающий формы слов.

Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто? что?, обозначает предмет.

Имя прилагательное - часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначает признак предмета.

Глагол - часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать?, обозначают действие предмета.

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Имя числительное - часть речи, отвечающая на вопросы сколько? какой?, обозначает количество или порядок при счёте.

Список литературы

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • особенности распознавания различных частей речи;

  • различать части речи;
  • выполнять разбор по частям речи.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитаем стихотворение О. Высоцкой. Определим, о каких частях речи идёт речь.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоимение,

Бьёт числительное семь,

За ученье без сомненья,

Приниматься надо всем.

В этом стихотворении можно выделить разные части речи: имя существительное – школа; имя прилагательное – весёлый, глагол – просыпается, местоимение – мы, имя числительное – семь.

Вспомним, для того, чтобы узнать, какой частью речью является то или иное слово, нужно поставить вопрос и определить, что обозначает данное слово.

Имя существительное отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет.

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначает признак предмета.

Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обозначают действие предмета.

Местоимение указывают на предметы, но не называют их.

Имя числительное отвечает на вопросы сколько? какой?, обозначает количество или порядок при счете.

В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение являются членами предложения.

Выполним разбор по членам предложения и частям речи.

Птицы летят в небе.

(Кто?) Птицы – подлежащее, является именем существительным.

Птицы (что делают?) летят – сказуемое, является глаголом.

Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения, является существительным с предлогом.

Дует холодный ветер.

(Что?) Ветер – подлежащее, является существительным.

Ветер (что делает?) дует – сказуемое, является глаголом.

Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения, является именем прилагательным.

Разбор заданий

Укажите имена существительные.

  1. Стадион.
  2. Молодой.
  3. Раскрасил.
  4. Семь.

  1. Медвежий.
  2. Краски.
  3. Расстроился.
  4. Пятый.

Укажите имя прилагательное.

  1. Военный.
  2. Осень.
  3. Маршировать.
  4. Седьмой.

Читайте также: