Завтрак с ежевичным пирогом картина

Обновлено: 26.04.2024

Я сижу за столом в своей комнате и разглядываю старую открытку с голландским натюрмортом - "Завтрак с ежевичным пирогом" (Виллем Клас Хеда, 1631). Читаю слова на обратной стороне: ". скатерть смята, пирог надломлен, бокал и ваза опрокинуты."

Солнце садится, одно из окон моей комнаты открыто и с севера иногда прилетает легкий ветер, слегка колышется плотная белая штора, в комнате пахнет летом и еще розами. Розы стоят в вазе на столе в середине комнаты. Ваза из голубого стекла, а цветы бледно-розовые, некрупные, и лишь несколько открытых бутонов, остальные - не раскроются никогда, потому что замерзли и слишком крепко заснули.

Цветы, которые я покупаю, все замерзшие. Я побывала уже во всех цветочных магазинах в моей округе, и везде они хранятся в ледяном воздухе. Там так холодно, что невозможно находиться дольше минуты. А в Питере жара, и я каждый день куда-нибудь отправляюсь за покупками.

Я просыпаюсь, пью чай, гуляю с собакой, ем перловую кашу с маслом и ухожу на весь день. Я решила применить волю и заставить себя каждый день совершать дела. Помню, когда-то я обладала способностью приказать самой себе проснуться в конкретное время и всегда просыпалась в то самое время, которое себе назначала. Ощущалось это так, будто меня кто-то каждый раз будит и исчезает, и при этом я не запоминала снов. Способность Кириллова, персонажа из "Бесов" Достоевского. Ну вот я и решила заставить себя гулять и тратить деньги, которые недавно достались мне в наследство. Так я живу уже неделю, и все эти дни солнце в небе с утра до поздней ночи, лишь иногда по вечерам бывают короткие теплые дожди, я наблюдаю за дождями и закатами из своего окна.

Начала я ходить по магазинам в понедельник. Выйдя из дома, я выпила капучино в кафе, после чего решительно отправилась на весь день в торговые центры. Я дошла пешком до Сенной, а потом несколько часов провела в двух торговых центрах, слившихся в моих воспоминаниях в один. Мне иногда снятся торговые центры. В этих снах я встречала людей, которых никогда не встречала в реальности, с которыми никогда не была знакома. Еще эти сюрреалистические интерьеры напоминали американское казино. Но вернемся к торговым центрам - это совершенно особенные миры. Обычно наполненные людьми, но я выбрала утро понедельника. А в это время по прохладным залам и галереям из стекла и пластика ходят праздные телки. Как ни странно, они почти ничего не покупают. Болтают с кем-то по телефону и презрительно разговаривают с работниками кафе и магазинов. Другие тоже почти ничего не покупают, боятся мерить и даже прикасаться к вещам. Третьи все щупают, но быстро уходят. Еще женщины с детьми, с подростками. Нищебродского вида мужики в почти пустых кафе сидят по двое, пьют плохой кофе и смотрят на проходящих мимо женщин. Но все равно я люблю мою Сенную площадь, хоть и не могу не вспоминать про платья, которые можно купить на Манхэттене. Я помню - когда я попала на Манхэттен, то поняла, что мне нравятся почти все платья, которые я вижу в магазинах даунтауна. На Сенной мне не понравилось ни одно.

Тогда я купила голубые туфли. Потом короткие белые шорты (к туфлям), пижамные штаны темного цвета с очень мелким геометрическим узором, смотрела вазы, но не увидела ни одной, которую захотела бы купить, и отправилась смотреть шубы. Я никогда не носила шуб, но, насколько я знаю, в шубах зимой очень тепло. И это соблазнительно, ведь я люблю зимой гулять по городу. В магазине мехов было тихо и пусто, и не сразу я нашла среди шуб незаметную женщину. Особенно запомнились мне лисы. Все же я не хочу носить шубу из натурального меха, мне теперь это совершенно ясно. И я ушла из этого мира вещей и человеческих страданий и направилась в магазин "Море чая", где купила много-много чая с чабрецом, мягкого цейлонского и сушеной клубники. Дальше я сделала крюк, чтоб подойти к старухам, которые продают свои растения напротив входа в Сенной рынок, на другой стороне Московского проспекта, и купила у них много малины, зеленого лука, сельдерея и еще какого-то салата. Это всегда мучительные для меня покупки, так как у старух никогда нет сдачи, и я от сдачи отказываюсь, а они отказываются отпустить меня так просто и очень радуются моим покупкам, и благодарят, и смотрят вслед. В тот день я идеально справилась с задачей и потратила весь кэш, который был у меня с собой, за исключением ста рублей и мелочи.

На следующий день я отправилась в Фонтанный дом Анны Ахматовой. Туфли я надела те самые новые голубые, на среднем каблуке. День был особенно жарким, поэтому я поехала на такси. Я терпеть не могу ездить на такси, я об этом уже упоминала. А туфли, тем более голубые, еще и вместе с платьем, которое выше колен, располагают мужчин к разговору. И от плохих водителей меня укачивает. Но я решила смириться и села на заднее сидение позади водителя, не смотря на то, что впереди меня укачивает меньше. Через пробки он долго вез меня по раскаленному центру Питера, и, узнав о том, что везет в музей-квартиру Ахматовой, удивленно спросил:

- Там должна быть арка.

Темная арка на Лиговском проспекте, у которой остановилось мое такси, выглядела совершенно обычной, невзрачной, ведущей в мрачный грязный двор. Но за нею раскинулся Шереметьевский сад. Я уже бывала в том саду, это было восемь или девять лет назад. Тогда у меня было так мало денег, что не всегда я могла отправиться даже в такой дешевый музей. Не всегда у меня были деньги даже на метро. Но в тот день рублей триста все же было, и я решила найти Фонтанный дом, и я нашла; кажется, это была ранняя осень, я нашла заветную арку и увидела тайный сад, и долго сидела в том саду, но музей был закрыт. Тот день был очень печальным, но не более чем все остальные те дни. Теперь же я, слушая эхо своих каблуков, прошла под аркой, ощутив волшебное волнение и радость исполнения мечты и разом всю прежнюю и настоящую печальную красоту моей жизни.

В квартире окна были распахнуты. Окна в сад. Я это знала, конечно. Да и вообще. Белая, вернее, молочного цвета шаль. Я, кажется, знаю, что это за шаль - это подарок Марины Цветаевой, с которым Анна Андреевна не расставалась. Ее кресло из Комарово. Сундук Глебовой-Судейкиной. Овальное зеркало. Икона в углу под потолком. Настольная лампа. Такие красивые вещи: пепельница, черные бусы, чашка с блюдцем, пресс-папье из горного хрусталя. Гребень, который Гумилёв привез ей из Эфиопии. Фотография Блока, где он в черной шляпе.

Где же ожерелье из черных агатов.

Я спустилась в сад, где высокие деревья светились солнцем, и села на лавочку напротив окна ее комнаты (в третьем этаже) и стала перечитывать "Поэму без героя". Я заранее воображала этот момент много раз - как буду читать эту поэму в этом саду. Окончив поэму, я покинула Шереметьевский сад. Я отправилась на набережную Фонтанки, я гуляла около Михайловского замка, два раза прошла по Кленовой улице, на которой не было ни души, только несколько молодых воронов. Солнце пылало. На Манежной площади журчал фонтан, и людей вокруг было немного. По периметру площади расположено только одно кафе со столиками на улице, из них лишь два были заняты, и я, сев за одним из них, заказала салат и капучино. А к салату еще попросила хлеба. Еще я выкурила две сигареты, а потом за мной приехало такси.

Водитель выбрал путь по набережной Невы. Ослепительно блистало жаркое солнце и сверкала голубая река. Белый корабль, огромный как гора, стоял на якоре, и по трапу внутрь него заходили люди. По радио звучали новости с войны.

На следующий день, который был таким же жарким, я пошла искать вазу. Я пришла в антикварный магазин на Садовой улице, расположенный по соседству от заброшенного здания Никольских рядов, купила вазу из голубого стекла, и, уже отдав за нее деньги, попросила продавщиц (их было две) показать мне, какие у них есть зеркала. Они вынимали и показывали мне зеркала, а я смотрелась в них, но ни одно не купила. Покупка зеркала - дело очень особенное, очень важное. После антикварного я посидела недолго на лавочке в сквере на набережной канала Грибоедова и отправилась искать горшки для цветов. Во втором магазине я увидела темно-зеленые керамические горшки, купила два и землю для растений. Потом зашла за овощами. И наконец домой - по ужасной жаре (и земля еще очень тяжелая), но все же - по набережной Мойки, которая всегда пустынна.

Вечер следующего дня я провела в замке Павла Первого. По его залам я гуляла впервые, и пришла прежде всего из-за скульптур Летнего Сада, которые теперь хранятся здесь. Только осмотрев всю экспозицию, пройдя весь второй этаж, я нашла путь к ним. Статуи разместили на первом этаже, в самом светлом зале, откуда виден Сад, сотни лет бывший их домом, солнце и Марсово поле. Пол зала выложен черной и белой плиткой в шахматном порядке, скульптуры по периметру, а между ними кадки с зелеными растениями. Я спросила смотрительницу:

- А где остальные?

А она притворилась, что не понимает, и ответила:

Мне пришлось ответить с улыбкой, что из Летнего Сада, и она была очень довольна, и за это она мне объяснила, что пока отреставрированы всего несколько, и долго с удовольствием рассказывала, что их реставрируют прямо здесь, потому что они очень тяжелые и хрупкие, и что раствор, которым их укрепляют изнутри, пахнет ужасно.

После прогулки по Инженерному замку я еще погуляла по парадной части города, наслаждаясь нескончаемым солнцем, и на следующий день снова отправилась гулять. Я доехала на автобусе до Казанского собора и провела несколько часов в окрестностях канала Грибоедова. Я искала собрание сочинений Блока в магазине старых книг, но не нашла. Я купила множество старых открыток. Я съела обед в индийском ресторане, искала сервиз в посудном, но не нашла, смотрела в мебельном диваны и кресла и еле отвязалась от слишком навязчивого продавца. Думала поехать домой на трамвае, но дошла пешком.

Вчера я от дома далеко не удалялась. Была суббота, поэтому я только сходила за розами и покормила уличного кота. Но вообще-то я собиралась идти в багетную заказывать черную деревянную раму для имеющейся у меня репродукции картины Врубеля "Демон (сидящий)". Это меня очень сильно волнует, но холст (а это именно холст, а не бумага) уже больше недели просто лежит и я даже почти не подхожу к нему.

Сегодня воскресенье, день снова озарен солнцем. А в моей комнате с камином - приятная прохлада дворянского дома, построенного чуть больше века назад. Дом очень красивый. Люди, проходя по моей улице, часто поднимают глаза вверх - к увенчанным остроконечными крышами узким башням. Снаружи окна дома кажутся особенно-большими, и по вечерам можно увидеть сияющие под потолком некоторых гостиных хрусталь и бронзу старинных люстр. В жаркие дни когда я открываю окна, то в этот момент чувствую прекрасный и знакомый дворцовый запах - так пахнут нагретое солнцем старое дерево и медные шпингалеты.

Сегодня я не совершала покупок и не покидала своей улицы. Луна убывает, а ночи все темнее, темнее, темнее, и скоро над городом по вечерам засияет синее небо, а по утрам над каналами клубиться будет белый туман. Но я отдохну от людей лишь немного и снова брошусь покупать красивые вещи, чего бы мне это ни стоило. Мне нужно купить скатерть, чтоб покрыть круглый стеклянный стол в центре моей комнаты. Красную, еще белую. Может быть, бледно-желтую. Или расшитую цветочными узорами. Или сама куплю ткань и нитки. Но главное - платья, платья. Ведь они нужны для того, чтоб в них ходить по музеям и магазинам, площадям и набережным.

На этом месте я забросила текст. Оказалось, что надолго. Весь месяц я провела на улицах города, и все это время беспощадное солнце каждое утро появлялось в сочно-голубом небе и пылало до зари. Даже ночью воздух был горячим. Каналы обмелели и зацвели. Аллеи и парки стали золотыми - листья сгорели и покрыли собой иссохшую землю.

За это время я купила три платья: малиновое, терракотовое и серое. В ночь новолуния я пересадила растения в новые горшки с новой землей (первый раз в жизни). Полюбила ходить в ресторан на набережной Невы (ресторан, конечно, с открытой террасой). Еще я съездила к заливу и получила солнечный удар. От него я оправилась немного лишь сейчас - и вдруг наступила осень. Кажется, никогда еще я так не ждала осеннего ветра.

Текст этот я хотела закончить возвращением к теме живописи Виллема Класа Хеды. Такими словами:

". не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.

Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. "

13 августа 2014

Подписывайтесь на мой канал и смотрите регулярные публикации с фото! Читайте дневниковые записи и статьи об искусстве моего авторства! Пишите комментарии и ставьте лайки! Обожаю отвечать на комменты.

На иллюстрации Натюрморт с крабом 1648г.ЭРМИТАЖ.
Один из талантливых художников голландского натюрморта Виллем Клас Хеда 1593-1682гг,был мастером традиционного натюрморта,который называли ontbijtjes ,что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска.Это изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно.

Но они подчинены продуманной четкой композиции, объединены мягким рассеянным светом на сером или светло-оливковом фоне в пределах коричневато-золотистой и серо-серебристой гаммы красок.Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.

Хеда родился в Нидерландах, в Харлеме, и обучение живописи проходил под руководством своего отца, Геррита Виллемса Хеды. В Харлеме художник жил и работал всю жизнь.К сорока годам Хеда был уже живописцем с утвердившейся репутацией. В 1631 г. он получил статус мастера в харлемской гильдии Св. Луки. Неоднократно (в 1637, 1643 и 1651 гг.) избирался председателем гильдии, в 1642 и 1652 гг. — её деканом.

Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас — самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов.
Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п.


Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме.
Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались.

Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча — символ окончившейся жизни; серебренная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. В картине заключено размышление о бренности существования человека на Земле, призыв позаботиться не о теле, а о душе.


Каждый из предметов расположен так, представлен с таких точек зрения, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения.

Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу. Предметы словно хранят тепло прикосновения человеческих рук, следы его недавнего присутствия: брошена смятая салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на блюдо.
Натюрморт с трубками и жаровней.
Кубок, бокал, рюмка, дамасский клинок, карманные часы с открытой крышкой и поразительно точно выписанным механизмом (живописец использовал в работе тончайшие кисти) - все это воспроизведено с несомненной любовью.

Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины.С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме.
Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности.

В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.

После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.


Один из сыновей мастера, Геррет Виллемс Хеда (1620—1702), также стал живописцем. Как и отец, руководивший его обучением, Геррет избрал своим жанром натюрморт и писал в той же монохромной манере. Виллем Хеда имел много учеников и последователей, но главным из них был Геррет.
Мастер умер около 1680 г. в Харлеме. Влияние его на других художников было значительным. Среди последних можно назвать молодого Франса Халса.

Галина Дятлева - Мастера натюрморта

Замечательное колористическое мастерство Класа проявилось в картине "Завтрак с ветчиной" (1647, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Натюрморт исполнен в желтоватых оттенках, но взгляд зрителя притягивает золотистая корка булочки на металлической тарелке и розовая ветчина, лежащая на блюде в центре стола. Изображение оживляют световые блики на прозрачных стенках стеклянного бокала с вином и сверкающие оловянные тарелки.

Со временем натюрморты Класа становятся все более совершенными в плане живописи и свободными по композиционному строю. Особенно интересна картина "Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пустой опрокинутый кувшин является основой композиции, выстроенной по диагонали.

Галина Дятлева - Мастера натюрморта

В 1653 году был написан "Завтрак с рыбой" (Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающийся от других картин Класа своим вытянутым по вертикали форматом. Впечатление уходящего вверх пространства подчеркивает расположенный в центре полотна высокий стеклянный фужер.

В этом произведении художник проявил себя настоящим мастером тональной живописи.

Удачно сгруппировав на столе предметы, Клас показал живой блеск металлической посуды, сверкание стекла. Особую выразительность натюрморту придает красный тональный акцент в центре композиции - вино, налитое в узкий бокал.

Виллем Клас Хеда
(1594–1680/1682)

В начале своего творческого пути Виллем Клас Хеда писал композиции на религиозные сюжеты, а также портреты. Позднее он увлекся натюрмортами и достиг в этой области такого совершенства, что современники и потомки высоко оценили его творчество. В Харлеме Хеда имел собственную мастерскую, в которой работали многочисленные ученики живописца.

Голландский живописец Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. В этом городе он жил и работал до самой смерти. Творческий метод Хеды складывался под влиянием Питера Класа, поэтому в живописи обоих голландских мастеров много общего. Но в отличие от натюрмортов последнего картины Хеды более свободны по композиции, в них больше воздуха и свободного пространства. Художник умело располагает предметы на столе, помещая их то параллельно поверхности стола, то по диагонали. Большую роль в его картинах играет свет, с помощью которого выявляется материальная сущность вещей. Одна из наиболее ранних работ - "Натюрморт" (1621, собрание Бредиуса, Гаага) - имеет символический смысл. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву.

Для своих картин Хеда использует предметы из серебра и золота, красивые перламутровые раковины, изящные сосуды из венецианского стекла. В то же время в целом ряде композиций голландского мастера мы можем видеть ничем не примечательную домашнюю утварь и обычную снедь. Чаще всего Хеда располагает предметы в своих почти монохромных "завтраках" строго по горизонтали.

Галина Дятлева - Мастера натюрморта

Живописец применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки ("Завтрак", 1629, Маурицхёйс, Гаага; "Завтрак с ежевичным пирогом", 1631, Картинная галерея, Дрезден; "Десерт", 1637, Лувр, Париж). Один из лучших натюрмортов Хеды - "Завтрак с омаром" (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник очень точно передает материал, из которого сделан каждый предмет. Виртуозно показаны тонкое стекло высокой рюмки, массивная ножка большого бокала, блеск металлического сосуда и упавшего кубка, теплый цвет лимона, золотистая кожура которого серпантином извивается по столу. Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть. Обладавший прекрасным художественным чутьем и тонкой наблюдательностью, Хеда мог уловить такие детали, как отблеск на стенке бокала, идущий от оконного проема, или легкое, едва заметное отражение лежащего на столе золотистого кубка на сияющей поверхности серебряного кувшина.

Галина Дятлева - Мастера натюрморта

Так же хороши и натюрморты "Ветчина и серебряная посуда" (1649, ГМИИ, Москва), "Завтрак с бокалом-наутилусом" (1649, Художественный музей, Шверин), "Завтрак" (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург), "Натюрморт с ветчиной" (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Хеда часто берет для своих картин одни и те же предметы, варьирует схожие мотивы, но разнообразная расстановка и противопоставление вещей делают каждое полотно неповторимым и необыкновенно выразительным. Живописец вносит лирическую струю в будничное и обыденное, и его натюрморты, не теряя своей убедительности и реальности, приобретают поэтическое очарование.

Франсуа Рейкхалс
(после 1600–1647)

Из обычного художника-жанриста Франсуа Рейкхалс очень быстро превратился в прекрасного мастера натюрморта, создававшего яркие и красочные картины, не характерные для голландского искусства, в котором в то время господствовала тональная живопись. Вслед за Рейкхалсом к красочности и изобилию обратились и другие живописцы, работавшие в самых разнообразных жанрах.

Голландский художник Франсуа Рейкхалс родился в Мидделбурге. Жил и работал в Мидделбурге и Дордрехте, где в 1633 году вступил в гильдию живописцев. Рейкхалс - автор многочисленных жанровых композиций, пейзажей, кухонных интерьеров, но славу ему принесли именно натюрморты.

Вплоть до 1917 года из-за неправильной расшифровки подписей на полотнах многие исследователи приписывали авторство некоторых произведений Рейкхалса Франсу Халсу Младшему.

Свой творческий путь Рейкхалс начал с создания картин типа кухонного натюрморта. К этому виду можно отнести выполненное в 1637 году полотно "Ферма" (Эрмитаж, Санкт-Петербург), хотя в отличие от других работ этого периода сцена в нем разворачивается не на фоне интерьера крестьянской кухни, а во дворе фермы. Тщательно выписаны помещенные на первый план предметы крестьянского быта (тазы, кувшины) и разнообразные овощи (капуста, огурцы, морковь, тыква). А вот человеческие фигуры получились не слишком удачными. Их позы, жесты и движения кажутся неестественными и совершенно не соответствующими общему окружению.

С большим мастерством написаны птицы, животные и пейзаж, выполненный в нехарактерной для тональной живописи того времени манере (пространство картины разделено на три красочных плана).

Годом позже появился еще один кухонный натюрморт Рейкхалса - картина "Кухня" (1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Художник детально точно изобразил на переднем плане множество массивных предметов домашнего обихода. Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины. Рядом высится массивный деревянный стул. Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква. Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта. Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов. Значительная роль отводится свету, который выхватывает из полумрака кухни большой кочан капусты, перевернутую деревянную кадку на полу, огромную миску, лежащую на каких-то других предметах.

Галина Дятлева - Мастера натюрморта

Неспособность достаточно хорошо изображать человеческие фигуры привела к тому, что Рейкхалс всецело отдался одному жанру - натюрморту. Именно в нем он проявил свой яркий талант художника, умение точно следовать натуре. В 1640-х годах, в завершающий период своего творчества, Рейкхалс создавал исключительно картины с изображением фруктов, посуды, разнообразной снеди. Постепенно предметы крестьянского быта полностью исчезли из композиций мастера, уступив место нарядным блестящим сосудам, роскошным спелым плодам и ювелирным изделиям. На картинах зрелого Рейкхалса зритель видит уже не обычные овощи, вроде капусты и тыквы, а изысканные красочные десерты. К подобному типу произведений относится натюрморт "Плоды и омар на столе" (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas ("суета сует").

-Цитатник

Хруцкий Иван Фомич,1810-1885. Русский и белорусский художник. Девочка с фруктами .

Трутовский Константин Александрович,1826-1893.Русский художник. У колодца Хоро.

Тайна воздействия музыки Моцарта Великий венский классик стал подопытным кроликом.

Храм Дайсё-ин нa «Миядзима», Япония Остров «Миядзима» – небольшой остров в префектуре .

Audrey Hepburn. Оригинал взят у.

-Рубрики

  • АРХИТЕКТУРА,АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ (144)
  • Архитектура (70)
  • Замки,крепости,дворцы,усадьбы (71)
  • Археология,старина,древности (11)
  • ГОРОДА, СТОЛИЦЫ (301)
  • Киев. (25)
  • Города (90)
  • Лондон,Рим,Париж (33)
  • Москва и пригороды (60)
  • Петербург и пригороды (48)
  • Столицы мира (45)
  • ГОСУДАРСТВО, ВЛАСТЬ, ЛИДЕРЫ (742)
  • Авиация. Машины, Пароходы,Флот (52)
  • Армия,флот,силовые структуры (67)
  • Бизнес. Олигархи (45)
  • Богатые и знаменитые Мафия,криминал (17)
  • Войны,тер. акты (76)
  • Выставки,события,юбилеи (29)
  • Государство,власть,вожди (114)
  • Дума,законы (19)
  • Наука. Открытия. Образование. (47)
  • Олимпиады,спорт,экстрим (82)
  • Политика,экономика,бизнес (129)
  • Президенты. Визиты (28)
  • Тайны мира. (40)
  • ДНЕВНИКИ (548)
  • Цитата рамочки,надписи (49)
  • Дневник, оформление (313)
  • Дневники друзей Избранное (43)
  • Записи humus (34)
  • Советы из дневников, полезное (83)
  • цитата все под рукой (26)
  • ДОМ, ДАЧА, ДИЗАЙН, ИНТЕРЬЕР (152)
  • Дача,огород,растения. (33)
  • Дизайн,интерьер (36)
  • Домашнее (78)
  • ЕДА (797)
  • Выпечка,торты (107)
  • Диеты (23)
  • Оформление стола (10)
  • Русская кухня (8)
  • Рыбные блюда (16)
  • Cалаты (18)
  • Вегетарианская кухня (11)
  • Десерт,напитки,закуски (85)
  • Заготовки (12)
  • Кухни разных народов (26)
  • Кухня,кулинария (128)
  • Мясные блюда (53)
  • Сладости,напитки (44)
  • Советы о питании (26)
  • Цитата кухня,кулинария (230)
  • ЖЕНСКОЕ, ДОМАШНЕЕ. СЕМЬЯ. (842)
  • Дети (58)
  • Праздники (6)
  • Женщина,женский образ (91)
  • Конкурсы красоты,мода и стиль (3)
  • Косметика, красота (33)
  • Коты (26)
  • Куклы.Игрушки. (74)
  • Мoда. История моды. (160)
  • Мода,Мир моды (351)
  • Психология,этикет,правила (38)
  • Семья ,проблемы стариков и детей (8)
  • ЖЗЛ (224)
  • Государственные деятели,военные (23)
  • Деятели искусства (6)
  • Женщины (46)
  • Музыканты,певцы,композиторы (38)
  • Писатели,поэты (41)
  • Ученые,изобретатели (3)
  • Художники (16)
  • Цитата ЖЗЛ (29)
  • ЖИВОПИСЬ (3200)
  • Живопись мастеров старой школы (267)
  • Акварели (69)
  • Женский образ в живописи (246)
  • Рисунки,иллюстрации,гравюры (128)
  • Современные художники (270)
  • Цветы в живописи (61)
  • Дети в живописи (30)
  • Жанровая живопись (174)
  • Живая природа в живописи (34)
  • Живопись 18-20 век. (604)
  • Живопись. Япония.Вьетнам. Корея (25)
  • Иконы. Иконопись. Религ.сюжеты (75)
  • Импрессионисты. Прерафаэлиты (93)
  • Итальянская живопись (41)
  • Натюрморты (88)
  • Пейзажи (107)
  • Портреты (331)
  • Русские художники (74)
  • Цитата живопись (522)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ И ИЗВЕСТНЫЕ (452)
  • Артисты (18)
  • Голливуд Кинознаменитости (61)
  • Знаменитости (165)
  • История, знаменитости (26)
  • Кино,знаменитости (156)
  • Русские эмигранты,история (11)
  • Судьбы. Интересное (17)
  • ИНФОРМАЦИЯ (422)
  • "Мотать на ус" (23)
  • Видео (51)
  • Даты и судьбы,Нумерология. (6)
  • Интересное (140)
  • Компьютер,программы,сайты (20)
  • Мудрости, цитаты (64)
  • События в мире.Мнения. Разное (112)
  • Энергоинформатика,Мистика (6)
  • КОРОЛЕВСКИЕ ДОМА, ИМПЕРИИ, МОНАРХИИ (969)
  • Royal, Royal новости (97)
  • Аристократия, великие мира (79)
  • Династия Романовых (400)
  • Древняя история (15)
  • Королевские дома Европы (263)
  • Королевские дома мира (14)
  • Русские цари (106)
  • МЕДИЦИНА, ЗДОРОВЬЕ, ОЗ, (496)
  • Здоровье,советы (269)
  • Лечебное видео (7)
  • Медицина,здравоохранение (47)
  • Мнение доктора (25)
  • Народная медицина (19)
  • Психология,психиатрия, технол. (16)
  • Традиционная медицина (94)
  • Фитотерапия,травы (19)
  • МИРОВАЯ ИСТОРИЯ (147)
  • Зарубежная история (13)
  • Древний мир (2)
  • История (132)
  • МУЗЕИ МИРА (128)
  • Версаль. Лувр. (9)
  • Кремль (15)
  • Музеи. Metropolitan Museum. (50)
  • Музеи,выставки (43)
  • Эрмитаж (10)
  • МУЗЫКА (982)
  • Забытые мелодии (8)
  • Зарубежная эстрада (148)
  • Инструментальная музыка (23)
  • Музыка духовная,народная (15)
  • Романсы Шансон (23)
  • Цитата музыка (324)
  • Эстрада (66)
  • ПЛАНЕТА,ПРИРОДА, КОСМОС (791)
  • Времена года (10)
  • Животные, птицы (252)
  • Золотой глобус (25)
  • Космос- Земля (8)
  • Пейзажи,парки,сады (61)
  • Планета Достопримечательности (20)
  • Планеты, космос ,уникальное (49)
  • Подводный мир (11)
  • Природа (212)
  • Стихии,аварии,климат. оружие (19)
  • Цветы (105)
  • Чудеса света (19)
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА (1343)
  • Антиквариат,Ювелирное искусство (74)
  • Балет (29)
  • Драгоценности,ювелирка (86)
  • Искусство (174)
  • Кино (98)
  • Кино зарубежное (22)
  • Кино ретро (30)
  • Классическая музыка,концерты (97)
  • Литература,творчество (94)
  • Мировые Сокровища Культуры (15)
  • Народное творчество (54)
  • Опера (5)
  • Открытки,картинки, (18)
  • Поэзия (326)
  • Скульптура (64)
  • Танцы (49)
  • Театр (15)
  • Фарфор,росписи,фаянс (29)
  • Художественные произведения (75)
  • Цирк (7)
  • РЕЛИГИЯ (494)
  • Иконы,церковные праздники (81)
  • Монастыри (18)
  • Религии мира. (135)
  • Соборы,монастыри,святые места (78)
  • Храмы (35)
  • Церковь,Православие (148)
  • РУКОДЕЛЬНИЦА, МАСТЕРИЦА (769)
  • Вышивка,украшения,кружево (51)
  • Вязание (441)
  • Журналы,Рукоделие,Творчество (241)
  • Квилинг. Винтаж,Коллаж (32)
  • СТРАНА РОССИЯ (743)
  • Аристократы,дворяне России (44)
  • Дворцы ,усадьбы,родовые поместья (37)
  • Отношения (129)
  • Праздники,балы,маскарады (115)
  • Российская империя (87)
  • Россия,история (209)
  • Русские города. Железные дороги (66)
  • Русский стиль (13)
  • Традиции (46)
  • СТРАНЫ, ЧАСТИ СВЕТА, КОНТИНЕНТЫ (1241)
  • Австралия (4)
  • Австрия,Нидерланды,Дания (37)
  • Азия (14)
  • Америка (58)
  • Армения и Кавказ (14)
  • Африка (52)
  • Ближнее зарубежье (10)
  • Ближний Восток.Турция (32)
  • Великобритания.Ирландия.Шотландия. (82)
  • Венгрия,Югославия,Албания (2)
  • Восток (6)
  • Восток,Азия, Индонезия (17)
  • Восточные империи (3)
  • Германия,Бельгия,Швейцария (32)
  • Европа (27)
  • Европа.Ближнее зарубежье (2)
  • Израиль (10)
  • Империи (9)
  • Испания (10)
  • Италия,Греция (18)
  • Китай,Индия, (54)
  • Крым.Кавказ. (44)
  • Путешествия (17)
  • Скандинавские страны (14)
  • СССР (53)
  • Страны, красивые уголки мира (252)
  • США.Канада. (71)
  • Тибет (7)
  • Украина (194)
  • Франция (62)
  • Чехия,Словакия,Польша,Болгария (13)
  • Япония,Корея,Тайланд (31)
  • ФОТО (542)
  • Библиотеке Конгресса США.Старое фото. (83)
  • Портреты.Фотосессия (11)
  • Прокудин-Горский (47)
  • Фотография (315)
  • Фотографы,фотоальбомы (60)
  • Фотонатюрморты (16)
  • Фотошоп и уроки фото (14)
  • ЭКОНОМИКА (1)
  • ЭТНОГРАФИЯ (203)
  • Народности,этнография (59)
  • ЮМОР, ПОЗИТИВ (117)

-Ссылки

-Музыка

-Всегда под рукой

-Я - фотограф

Мой Персей

Мой друг- Персей
Мой друг- Персей
Мой друг- Персей

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Мои друзья, заходите к нашему столу - моему и мастеров натюрморта.

Виллем Клас Хеда (1594-1680) - натюрморты


Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной»

Хеда, Виллем Клас (Willem Claesz (Claeszoon) Heda) (14 декабря 1593/1594, Харлем — 24 августа 1680/1682, там же) — голландский живописец, мастер натюрморта.

Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности); в других его картинах предметы нередко имеют также иносказательный смысл.

Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, однако излюбленный жанр натюрмортов Хеды — т. н. "завтраки": накрытые столы со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, организованных в небольшие горизонтальные композиции с единым мягким освещением, нейтральным фоном и тонкими градациями серебристо-серых, коричнево-зеленоватых тонов; сдержанная цветовая гамма обусловила их название "монохромные завтраки". Хеда многократно повторял в своих работах отдельные мотивы, но при этом находил в расстановке и противопоставлении предметов новые и свежие решения, словно сохраняя на них прикосновения человеческих рук.

Каждый из предметов расположен так, представлен с таких точек зрения, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Хеда многократно повторял отдельные мотивы, находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие решения. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к миру вещей, к повседневному обиходу.

Человек как будто секунду назад встал из-за стола, изображенного на картине: тарелка неустойчиво поставлена на самый край стола и вот-вот упадет, скомканная салфетка брошена рядом, опрокинут бокал, лежит недочищенный лимон.

Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.


Завтрак с ежевичным пирогом
Виллем Клас Хеда / Heda Willem Claesz


Завтрак
Виллем Клас Хеда / Heda Willem Claesz


Завтрак с раком.
Виллем Клас Хеда / Heda Willem Claesz


«Натюрморт с крабом» (1648). Государственный Эрмитаж.


Still life of a roemer, an overturned silver tazza, a flute and a ham
Виллем Клас Хеда / Heda Willem Claesz


«Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (1645).

Флорис Ван Дейк (около 1575-1651)



Флорис ван Дейк. «Натюрморт с сыром»


Голландский банкет с сыром, хлебом, орехами и фруктами


Натюрморт с оловянным кувшином, фруктами и сыром

Натюрморт от Питер Клас / Pieter Claesz


The Hermitage, St.Petersburg

Одним из лучших мастеров гарлемского и вообще голландского натюрморта первой половины XVII века, способствовавших его большой популярности, был Питер Клас (Клаас).


«Трубки на столе» (1636)Pieter Claesz
The Hermitage, St.Petersburg

Прекрасным образцом зрелого творчества художника является натюрморт «Трубки на столе» (1636), хранящийся в Ленинградском Эрмитаже. Мотив этот, правда, весьма необычен для Питера Класа, но сама манера исполнения достаточно характерна. Натюрморт решен строго и сдержанно, целен по цвету. Его скромность носит, можно сказать, программный характер. Эта особая камерность, соразмерность с живым, конкретным человеком — большое достоинство Класа.


«Завтрак» (1642) Pieter Claesz

«Завтрак» 1642 года, находящийся в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, знакомит нас уже с подлинным Питером Класом. Это наиболее типичный для мастера сюжет. Ведь прежде всего художник вошел в историю как мастер, писавший натюрморты со скромными завтраками. Предметы вроде бы случайно и в то же время на поверку очень продуманно расставлены на краю стола. Натюрморт строго выдержан в серо-коричневых насыщенных тонах и оставляет впечатление ясности, простоты и особого благородства.


«Fish Still Life» (1637) Musee du Louvre, Paris
Pieter Claesz


«Still Life with Wine and Smoking Implements» (1638)Pieter Claesz


«Still Life» (1633) Staatliche Kunstsammlungen, Kassel
Pipes and Brazier


«Натюрморт с тортом» (1627) Национальная галерея, Лондон
Pipes and Brazier


«Fish Still Life» (1637) Musee du Louvre, Paris
Pieter Claesz

А в конце музыка

Бах - Орган Скрипка


«Still Life with Musical Instruments» (1623) Musee du Louvre, ParisPieter Claesz

Рубрики: ЖИВОПИСЬ/Натюрморты
Метки: Pieter Claesz Виллем Клас Хеда Флорис Ван Дейк живопись живопись 17 век натюрморты

Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

От редакционной коллегии

Четвертый том «Всеобщей истории искусств» посвящен искусству 17-18 веков.

Авторами глав четвертого тома являются:

Искусство 17 века

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Италии. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — В. Н. Гращенков.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева. Искусство Фландрии—Ю. Д. Колпинский (введение и раздел о Рубенсе) и Т. П. Каптерева.

Искусство Голландии — Е. И. Ротенберг. Искусство Франции. Архитектура — В. Е. Быков; изобразительное искусство — Т. П. Каптерева.

Искусство 18 века

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Италии — Н. А. Белоусова.

Искусство Франции. Архитектура — Л. С. Алешина; изобразительное искусство — Ю. К. Золотов.

Искусство Англии. Архитектура — А. II. Венедиктов; изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство России. Архитектура и скульптура — И. М. Шмидт; живопись — М. М. Ракова.

Искусство Украины — П. Н. Жолтовский.

Искусство Белоруссии — О. С. Прокофьев.

Искусство Литвы — О. С. Прокофьев.

Искусство Латвии и Эстонии — О. С. Прокофьев.

Искусство Германии. Архитектура — А. И. Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Австрии. Архитектура — А. И.Венедиктов; изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.

Искусство Венгрии — А. И. Тихомиров.

Искусство Польши — В. Я. Бродский.

Искусство Югославии — Л. С. Алешина.

Искусство Скандинавских стран — А. Н. Тихомиров.

Искусство Америки — Т. П. Каптерева.

В главе «Искусство Польши» использованы авторские материалы Л. С. Алешиной и Л. И. Тананаевой. В подготовке текста тома к печати принимала участие Л. С. Алешина.

В подборе иллюстративного материала участвовали Е. И. Ротенберг, Т..П. Каптерева, И. И. Никонова, Л. С. Алешина, Ю. Д. Колпинский и Н. А. Виноградова, О. С. Прокофьев. Макет альбома иллюстраций выполнен Р. Б. Климовым и Е. И. Ротенбергом, список иллюстраций подготовлен Т. П. Каптеревой и Н. А. Виноградовой. Указатель составлен Т. П. Каптеревой. В подготовке библиографии по материалам, представленным авторами глав, принимала участие Н. А. Виноградова.

Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным. Помимо этого использованы фотоматериалы А. А. Александрова, С. Г. Белякова, Н. А. Беляева, М. А. Величко, С. Г. Гасилова, Н. С. Грановского, Г. Н. Логвина, С. Г. Шиманского.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. В. Алпатову, А.И.Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Т. 3оновой, А. Л. Кагановичу, Е. Д. Квитницкой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.

Искусство 17 века

Е.И.Ротенберг

Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, - дворянство сохранило свое господствующее положение. Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы.

Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс.

Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы, ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед.

Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса, интернационального центра феодальной системы ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306.). Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции. Католицизм, стоявший в это время во главе всех реакционных сил и боровшийся за свое утверждение огнем и мечом, перешел к более активному воздействию на сознание масс, уделяя в этих целях огромное внимание всем формам идеологической пропаганды.

Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Экономические потребности, и прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли свое отражение в развитии общественной мысли. Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, то в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых и мыслителей, к собственно научным методам познания действительности. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».

Читайте также: