Как готовить кошерное мясо


сообщество редакторов, исследователей и специалистов

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Количество просмотров этой статьи: 9106.

Чтобы соответствовать требованиям еврейской диетологии, мясо и домашняя птица должны быть приготовлены особым способом, при котором мякоть делают кошерной, то есть приемлемой для приготовления и еды. Кровь должна вытечь с водой и солью или выжариться. Хоть процесс кошеризации (или кашеризации) мяса и птицы довольно прост, все же для этого понадобится время и необходимость следования протоколу, чтобы сделать продукт пригодным для еврейской кухни.

Первое условие кошерности мяса (его пригодности в пищу еврею в соответствии с законом Торы) заключается в том, что животное или птица должны быть зарезаны в полном соответствии с законом (т.е. была произведена «шхита»). Резать птицу или скот имеет право только «шойхет» (резник), имеющий письменное разрешение на это, полученное от авторитетного раввина.

Тора строго запрещает нам употреблять в пищу кровь (Ваикра 3:17; 7:26-27; 17:10-12). Поэтому прежде, чем готовить мясо, следует подвергнуть его кошерованию, в результате чего из него будет удалена кровь. Это достигается высаливанием мяса особым способом.

Перед высаливанием мясо следует тщательно вымыть в воде, особенно те места, где есть кровь. Тушку птицы нужно промыть изнутри, а также место разреза на шее. Затем замачивают мясо в воде в течение примерно получаса. Следует проследить, чтобы все мясо было покрыто водой. Если в мясе есть синяк, полученный животным еще при жизни в результате удара, — это место следует вырезать еще до замачивания.

Вода, в которой замачивают мясо, не должна быть очень холодной, так как в ней мясо затвердевает и затем при высаливании не выпускает кровь.

Если забыли, что мясо залили водой, и оно пролежало в ней целые сутки, то и мясо, и посуда, в которой оно было, становятся запрещенными для употребления. Как только мясо перестает выпускать кровь, его можно высаливать. После замачивания, разрезая мясо на куски, место разреза надо промыть особенно тщательно.

Мороженое мясо перед высаливанием нужно разморозить, но для этого ни в коем случае нельзя класть его в теплое место. В крайнем случае, можно лишь залить его водой комнатной температуры. Надо следить за тем, чтобы в мясе не осталось неразмороженных участков.

Замачивать мясо нужно в отдельной посуде, которую запрещено употреблять для других целей.

Вынув мясо из воды, следует положить его на доску, слегка наклонив ее, пока с мяса не стекут последние капли, иначе соль растворится и не будет впитывать кровь из мяса. Однако нельзя допускать, чтобы мясо подсохло, поскольку тогда соль опадет с него.

Соль для кошерования мяса не должна быть очень мелкой, такая соль сразу растворяется в мясе, что не дает нужного эффекта. Но она не должна быть и слишком крупной, так как тогда быстро опадет с мяса. Следует использовать соль среднего помола, которую употребляют при приготовлении пищи, — и совершенно сухую.

Мясо обсыпают солью со всех сторон, чтобы не осталось ни одного места, куда бы она не попала. Тушку птицы следует разрезать по низу, распластать и высолить также изнутри. Просоленное мясо надо положить так, чтобы кровь с него могла стекать свободно, лучше всего на наклонную дощечку. Птицу кладут непременно разрезом вниз.

Мясо высаливается в течение часа. Однако в крайнем случае можно ограничиться 24 минутами. После этого с мяса стряхивают оставшуюся соль и тщательно промывают его в трех водах. Не сделав этого, нельзя приступать к его приготовлению. Голову животного или птицы запрещается кошеровать вместе с мясом. Если это сделали, необходимо обратиться за советом к раввину.

Невысоленное мясо не следует класть на такое место, где может быть рассыпана соль. Для него надо приобрести отдельную посуду, которую запрещается употреблять ни для овощей и фруктов, ни для каких-либо других продуктов. Дело в том, что кровь, выделившаяся из мяса, остается на стенках этой посуды и легко может попасть на продукты, положенные в нее.

Голову надо разрубить еще до замачивания, вынуть мозг, снять покрывающую его пленку и кошеровать его отдельно. Саму же голову высаливают снаружи и изнутри, причем шерсть можно не удалять.

Мозговые кости, на которых есть мясо, высаливают вместе с ним. Однако если кости отделены от мяса, их высаливают отдельно от мяса.

Перед кошерованием ног животных отсекают концы копыт, и кладут ноги так, чтобы кровь вытекала свободно. Шерсть с ног можно не удалять.

Сердце перед замачиванием разрезают, чтобы вышла скопившаяся в нем кровь. Ножом, которым резали непрокошерованное мясо, запрещается резать любой другой продукт. Легкие также принято разрезать перед замачиванием и вскрывать самые крупные кровеносные сосуды. Кишки посыпают солью с наружной стороны. Если в желудке теленка оказалось молоко, его выливают, затем желудок замачивают и кошеруют как обычное мясо.

Яйца, найденные в курице, даже если они покрыты твердой скорлупой, надо замочить, высолить и промыть так же, как мясо. Во время высаливания их нельзя класть вместе с мясом, чтобы на них не попала кровь. Такие яйца нельзя есть вместе с молочной пищей.

Непрокошерованное мясо, пролежавшее более трех суток, варить уже нельзя. Его следует прожарить на открытом огне, как печень. Однако если на протяжении этого времени это мясо было замочено, его можно высолить и сварить. Если же последние, третьи сутки хранения незамоченного мяса приходятся на субботу, когда даже вымыть его запрещается, мясо после исхода субботы становится запрещенным в пищу.

Во всех случаях, когда возникают вопросы, надо посоветоваться с опытным раввином.


H&F побывал на фабрике Pinhas, производящей кошерную еду — в том числе для пассажиров авиарейсов из Домодедово.

  • Natasha Prokina, 26 декабря 2013
  • 28518
  • 5

Главным направлением деятельности компании Пинхаса Слободника Pinhas является производство кошерного бортового питания, которое в последнее время становится популярным и за пределами еврейской общины. Pinhas была компанией-первопроходцем в этом бизнесе в России. На фабрике-кухне проходят все этапы производства: от приготовления блюд до упаковки в специальные ланч-боксы. Сейчас в ассортименте компании — более 20 типов рационов для разных аэропортов и авиакомпаний. Фабрика-кухня производит кошерное бортовое питание для пассажиров первого, бизнес- и эконом-классов.


Кошерным называют продукт, ингредиенты и производственный процесс которого соответствуют еврейскому диетарному закону (кашруту), действующему уже более 5 000 лет. Главным контролирующим органом является департамент кашрута при Главном раввинате России, большинство производителей кошерного питания получают сертификаты именно в этой организации. Одним из главных отличительных свойств кошерного производства является постоянное присутствие на нём представителя департамента — машгиаха (на фото), контролирующего все этапы производства. Все поставщики продуктов и ингредиенты, используемые в производстве, также должны быть согласованы с департаментом.


В кашруте разрешено к употреблению только мясо животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы. Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья, верблюд, даман и заяц. Мясо этих животных есть нельзя. Не вся туша животного считается кошерной: её задняя часть обычно не используется.

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц, но перечисляет список запрещённых к употреблению трефных птиц, среди которых — все хищники: орёл, сова, пеликан и другие. Сейчас в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, перепела, утки, гуси и голуби. Можно есть яйца только кошерных птиц. Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, считаются трефными и выбрасываются. На фабрику поставляются животные и птицы с двумя «экшерами» (на фото), свидетельствующими о том, что мясо кошерное.




Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Этот процесс называется «шхита», а человек, его выполняющий, — «шойхет». Забой производится плавным движением ножа, перерезающим одновременно большую часть трахеи и большую часть пищевода. Одно неверное движение автоматически делает мясо некошерным. Такой способ забоя считается более гуманным. После забоя туша проверяется машгиахом по 30 показателям здоровья. Мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь, которая запрещена к употреблению. После этого мясо тщательно промывают.






Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа, которым будет зарезано животное: на нём не должно остаться ни малейшей щербинки. Для такой заточки используется целый набор специальных камней, а сама заточка занимает несколько часов.



Рыба, согласно законам кашрута, мясом не считается, поэтому на неё правила приготовления мясных продуктов не распространяются. Рыба является так называемым «парве», то есть нейтральным продуктом, а следовательно, может употребляться в одной трапезе с молочными продуктами. Кошерные рыбы имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники. При этом чешуя не должна быть прикреплена намертво к телу и должна с лёгкостью отделяться, если провести по рыбе ногтем. Некоторые виды рыб (осётр, угорь) обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи и поэтому некошерны. По той же причине запрещено употреблять в пищу морских гадов.


Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых. Овощи, по правилам кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться личинки и взрослые насекомые. Машгиах проверяет каждый овощ на предмет наличия плесени, гнили и личинок насекомых. Так как визуально очень сложно определить, являются ли «чистыми» брокколи и артишоки, их в производстве не используют. В задачи машгиаха также входит просеивание муки и перебирание зерна.






Печь имеет право включать только машгиах, а дальнейшие манипуляции с ней (например, изменение температуры) может производить любой. Перед приготовлением хлебобулочных изделий машгиах должен обязательно провести обряд благословения халы, во время которого он отделяет немного теста, заворачивает его в бумагу и кладёт в печь. Как видно на фото, этот обряд за один день уже производился несколько раз.




Перед и после принятия в пищу хлеба евреи производят обряд, содержание которого зависит от того, из чего именно приготовлен хлеб. Так как на борту самолёта производить сложный обряд проблематично, в хлеб Pinhas всегда добавляет виноградный сок, чтобы хлеб условно перешёл в разряд десертов, не требующих длительного чтения благословения.









Законы кашрута разделяют все пищевые продукты животного происхождения на мясные и молочные, совместное употребление которых запрещено. Кухня Pinhas — пока исключительно мясная. Поэтому, например, в приготовлении теста не используют молоко. На фото видно, как готовится традиционный еврейский хлеб хала с плетением «три с половиной оборота».


Так производится закатка готовых продуктов в отдельные контейнеры и наклеивание этикеток.





К каждому ланч-боксу обязательно прикрепляют сертификат кошерности.




Кошерные обеды на самолётах не стоят дороже обычных, их можно заказать при покупке билета. В последнее время их всё чаще заказывают пассажиры, не придерживающиеся кашрута. Считается, что это более здоровая пища. К тому же специальные ланч-боксы стюардессы приносят раньше, чем еду остальным пассажирам.


Мясо в горшочке

Мясо 0.5 кг,
грибы 400 гр,
соль ,
перец черн. горошек,
приправы, лавровый лист,
картофель 1 кг,
чеснок,
куриный бульон 0.5 ст.

Пожарить (потушить) мясо до готовности, добавить чесночок, специи соль. Потушить грибы. Затем нарезать картошку небольшими кубиками. Все ингредиенты уложить слоями. Когда горшочек наполнится залить его 0,5 стакана куриного бульона. Закрыть крышечкой, и печь в духовке, будет очень вкусно

Говядина с курагой

Говядина молодая 500 г.,
курага 1 стакан,
сухое вино,
лук, специи,
растит. масло.

Говядину порезать пластинками 5х5 см, отбить, замариновать в вине и специях около 1 часа, лук и курагу обжарить, залить маринадом от мяса. Говядину залить полученным соусом и тушить в духовке до готовности

Говядина 400-500 гр,
1 большая луковица,
300 г майонеза,
1 банка маринованных шампиньонов резанных

Лук порезать кубиками и обжарить на растительном масле. Говядину порезать тонкими полосками и добавить к луку. Накрыть крышкой, потушить на медленном огне, пока мясо не станет мягким. Затем прибавить огонь, чтобы мясо немного обжарилось и в сковороде не было жидкости. Добавить грибы (жидкость слить). Потушить еще 10 минут. Добавить майонез. Потушить 5-7 минут. Готово. На гарнир рис.

Мясо,
соль,
перец по вкусу.

Разрезаете мясо на куски 1-2 см толщиной (в зависимости от того, как вы любите степень прожарки), затем раскаляете сковороду до появления белого налета или просто очень сильно и бросаете мясо на сковороду (ни грамма масла), 1 минута на одной стороне, минута на другой. Все, можете потреблять. Кстати мясо не будет горячим

1 кг перца,
700 г помидоров,
250 г лука,
300 г моркови,
30 г кореньев петрушки,
10 г зелени петрушки,
1 стакан растительного масла,
20 - 25 г соли,
40 - 50 г сахара,
1 - 2 cm. ложки уксуса,
5 - 6 горошин душистого перца.

Крупные плоды сладкого перца вымыть, вырезать середину, снова вымыть. Лук для фарша нарезать кольцами и обжарить в растительном масле до золотистого цвета. Коренья очистить, нарезать соломкой, потушить в растительном масле до полуготовности. Помидоры протереть через дуршлаг (кожицу удалить). Томатную массу довести до кипения, варить 15 минут, добавить соль, сахар,
уксус, перец, варить еще 10 минут. Зелень петрушки измельчить. Растительное масло кипятить несколько минут, охладить до 70 градусов и разлить в банки из расчета 2 ст. ложки на литровую банку. Овощи, приготовленные для фарша, смешать, заполнить перец. Уложить фаршированный перец в банки с маслом, залить горячей томатной массой с приправами. Стерилизовать пол-литровые
банки - 55 мин., литровые - 65 минут.

Рулет из рубленой говядины

115 г говядины,
23 г хлеба пшеничного, 3
5 г воды,
20 г яйца,
60 г лука,
10 г сухарей,
10 г жира топленого или растительного масла,
75 г соуса,
150 г гарнира,
перец

Котлетную массу из говядины разложить на влажную салфетку или марлю ровным слоем толщиной 15—20 мм, шириной 200 мм и длиной по размерам противня, на котором предназначено запекать рулет. На середину пласта котлетной массы во всю его длину уложить фарш, приготовленный так же, как для зраз рубленых. При помощи салфетки края котлетной массы необходимо соединить так, чтобы вокруг фарша получилась ровная по толщине оболочка из мяса. Сформованный таким образом рулет переложить (скатить) с салфетки на подмазанный жиром и посыпанный сухарями противень швом вниз и обровнять. Поверхность рулета смазать взбитым яйцом, посыпать сухарями, проколоть сверху в трех—четырех местах ножом, сбрызнуть топлёным жиром и запечь в жарочном шкафу.

Готовый рулет перед подачей нарезать на порционные куски и полить красным, луковым, острым с томатом соусом. Гарнировать любой рассыпчатой кашей, отварными макаронами, картофельным пюре, жареным или отварным картофелем или овощами.


Рулет из мяса и грибов

500 г мясного фарша,
500 г соленых грибов,
2 яйца,
5 ст. ложек панировочных сухарей,
3 луковицы,
растительное масло, соль.

В мясной фарш добавить яйца, мелко нарезанный лук,сухари и соль. в разогретое растительное масло добавить мелко нарезанный лук, промытые и обсушенные мелко нарезанные грибы. Грибы жарить до полного испарения жидкости. Фарш выложить на мокрую марлю, смазать яйцом, положить на него жареные грибы, закатать все рулетом. Поместить на смазанный жиром противень, посыпать сухарями и выпечь в духовке. Когда рулет подрумянится, добавить бульон, закрыть крышкой и тушить. Через 15 мин. добавить в жидкость томатный соус, разведенную муку. Прогреть, если нужно, добавить еще соль. Подавать рулет разрезанным на ломти, отдельно подать соус в соуснице. К рулету можно подать отварной картофель, салат

Говядина без костей - 1,5 кг,
шампиньоны - 500 г,
копченые ребра - 500 г,
100 г растительного масла,

Мясо нарезать поперек волокон на большие куски толщиной 0.5 -1 см. и хорошо отбить (расплющить даже). Посолить, поперчить, отложить в сторону. Шампиньоны порезать и обжарить, чтобы из них выделилось побольше жидкости, которую затем и вылить в раковину. С ребер срезать мясо, жир и мелко порезать. Смешать мясо с ребер, шампиньоны. Это - начинка. Ее надо положить на куски мяса, а куски эти скрутить в рулеты и стянуть ниткой (а то во время приготовления развернутся). Затем можно избрать два варианта приготовления: 1. (лучше). Налить в сковороду много подсолнечного масла, разогреть, положить рулеты и жарить минут 15 -20 (жарится очень быстро, т.к. начинка уже готова и должна только разогреться, а мясо тонко отбито. 3. Скручивая рулеты, в их середину вставлять оставшиеся ребра. Запекать в духовке. Получаются рулеты на ребрышках.

Говядина под грибным соусом

600 г мякоти говядины куском,
25 г сухих грибов,
80 г топлёного жира,
1 веточка сельдерея,
мелко нарезанные луковица и морковь,
1/3 стакана белого или красного сухого вина,
3—4 разливательные ложки мясного бульона,
соль, черный молотый перец.

Замочить сухие грибы в теплой воде. В другой посуде распустить 60 г жира, положить мясо, добавить сельдерей, морковь, лук. Обжарить мясо со всех сторон, посолить, поперчить. Залить вином, когда вино испарится, добавить бульон. Кастрюлю плотно закрыть крышкой и оставить на небольшом огне на 1 1/2 часа. Процедить грибы, поджарить их на оставшемся жире или маргарине, положить в кастрюлю с мясом и тушить все вместе еще 1 час. Если необходимо, вновь добавить немного бульона. Мясо подавать к столу нарезанным на ломтики, с соусом.

Говядина с надрезами

600 г говядины без кости,
60 г жира,
20 г муки, соль.

Начинка: 100 г лука,
60 г толченых сухарей или хлеба,
соль,
30 г растительного масла, перец.

Мясо обмыть, сильно отбить тяпкой, посолить, посыпать мукой и обжарить со всех сторон на сильно разогретом жире. Переложить в кастрюлю, влить оставшийся от жаренья жир, в 1 л воды и тушить на слабом огне до мягкости. Приготовить начинку: толченые сухари или хлеб тщательно растереть с растительным маслом и очищенным, натертым на мелкой терке луком. Приправить по вкусу солью и перцем. Готовое мясо выложить на доску и нарезать поперек волокон наискось тонкими широкими ломтиками, причем каждый второй ломтик не отрезать до конца. В надрезы вложить начинку, два ломтика, образующих порцию, прижать друг к другу. Порции мяса снова вложить в кастрюлю с соусом, в котором мясо тушилось. Тушить еще 10 минут. Перед подачей на стол всыпать в соус муку и довести до кипения. Мясо осторожно уложить на блюде, залить соусом.


Четвертая заповедь, назначающая седьмой день (субботу) днем отдыха для иудеев, относится не только к людям, но и к животным. В Вавилонском Талмуде даже говорилось, что человек может браться за еду лишь после того, как накормит своих животных,- поскольку они не могут сами позаботиться о себе. Далее в Талмуде сказано, что, если нужно спасти жизнь животного или избавить его от страданий, человеку дозволяется нарушить святость субботнего отдыха (нужно вспомнить, что евреи считают субботу самым священным днем). Фактически, из иудейских обычаев ясно, что многочисленные указания, касающиеся ритуального убийства животных изначально основывались на требованиях гуманности: причинять животному как можно меньше боли. Поэтому вегетарианство — логическое продолжение еврейских законов о пище, которые существуют для того, чтобы облегчить муки животных. Очевидно, что меньше всего вреда животным причинит тот, кто вообще прекратит есть мясо.

Для того, кто не желает отказываться от мясной пищи, были установлены правила кошера. Главным в этих правилах является процесс очистки мяса от крови. Так нужно для того, чтобы соблюсти библейскую заповедь, которая запрещает человеку есть кровь зверей и птиц. Эта заповедь несколько раз повторяется в Ветхом Завете (например, Быт. 9:4, Лев. 17:14, Втор. 12:16). Книги Талмуда даже утверждают, что сущность жизненной силы находится в крови. Сходное представление можно найти в раннем Иудаизме: убеждение, что, поскольку сердце гонит кровь по телу, оно также распространяет признак жизненной силы — сознание. Таким образом, кровь считается священной.

Для того, чтобы полностью согнать кровь из мяса, древние раввины изобрели способ, при котором мясо сначала вымачивают в воде для того, чтобы открыть поры, а затем посыпают солью, чтобы вытянуть кровь. Когда это делается под руководством раввина,- после того, как животное было убито по всем правилам «shechitah», «гуманной процедуры»,- добросовестный иудей может поедать мясо с твердой уверенностью в том, что оно стало «кошерным», то есть угодным Богу. Слабое место этого процесса, однако, заключается в том, что длинная и трудоемкая процедура кошера практически никогда не доводится до конца: всю кровь удалить невозможно. Поэтому для соблюдения иудейской заповеди логично было бы придерживаться вегетарианской диеты, поскольку вегетарианец не ест никакой крови.

Мысль о вегетарианстве также просачивается в современные иудейские тексты. Примером может служить следующий отрывок из книги «Хаггада для освобождения агнца»:

«Вегетарианство — не столько разрыв с традицией, сколько возвращение к историческим корням».
«Хаггада для освобождения агнца»

«…в Библии нет повелений есть мясо, и нет никаких благословений для тех, кто его ест».
«Хаггада для освобождения агнца»

«Мясо никогда не входило в число основных продуктов питания для детей Израиля; их диета состоит из растительных продуктов, которые в Библии обозначаются как «хлеб, вино и елей» (Втор. 11:14), или же из семи продуктов, перечисленных в Книге Второзакония (8:8)».
«Иудейская энциклопедия»

Даже несмотря на то, что мясо не считалось основной пищей, оно постепенно стало любимым блюдом для тех иудеев, которые могли позволить его себе. Кашрут, свод правил кошера, дал поеданию мяса религиозное основание.

В упрощенном виде технология приготовления кошерного мяса такова:

  1. Прежде чем засыпать мясо солью, его нужно как следует промыть водой. Мясо должно оставаться полностью погруженным в воду в течение получаса. Если вода очень холодная, ее нужно сначала согреть, поскольку в холодной воде мясо застынет, и кровь будет трудно вытянуть.
  2. Промыв мясо, его нужно вымачивать в воде некоторое время. После того как кровь перестанет окрашивать воду, мясо нужно засыпать солью.
  3. Мороженному мясу перед вымачиванием нужно дать оттаять, но его нельзя помещать в духовку или под горячую воду, поскольку от этого кровь загустевает.
  4. Посуду, в которой вымачивается мясо, нельзя использовать для приготовления никакой другой пищи.
  5. После вымачивания мяса часть воды нужно слить, потому что иначе вся соль растворится сразу и не сможет вытянуть из мяса кровь. Далее, мясо не должно полностью высохнуть, иначе соль сразу осядет на нем, и тоже не вытянет крови.
  6. Каждый квадратный дюйм мяса животного или птицы должен быть покрыт солью.
  7. Соль должна быть довольно крупной, чтобы не раствориться слишком быстро, но не настолько крупной, чтобы просто осыпаться с куска мяса.
  8. Посыпанное солью мясо нужно положить так, чтобы кровь легко могла стечь.
  9. Мясо должно оставаться засоленным в течение одного часа.
  10. После этого мясо нужно тщательно очистить от соли и помыть еще 3 раза.
  11. Найденные в курице яйца любой степени развития должны быть вымочены, засолены и промыты так же, как мясо.
  12. Нельзя использовать мясо, которое оставалось невымоченным и незасоленным в течение трех дней с момента убийства животного.
  13. Моисеев закон, приведенный в книге Бытия (32:33), запрещает есть заднюю часть туши даже чистых животных, если срамные органы и питающие их артерии не были надлежащим образом удалены. Большинство мясников умеет обрабатывать лишь переднюю часть туши кошерных животных. Поэтому ортодоксальные иудеи, как правило, используют только мясо с передних частей и воздерживаются от употребления мяса с задних частей туши.
  14. Мясные и молочные продукты нельзя есть или готовить вместе. Следует метить кухонные приборы, используемые для приготовления и вкушения молочных продуктов, чтобы не путать их с теми, что используют для мяса. Кроме того, съев мясо или блюдо, в состав которого входит мясо, нужно подождать не менее шести часов, и только после этого есть молочные продукты.

Хотя из крупных сосудов кровь действительно можно удалить вышеописанным способом, осушить капилляры невозможно. Уже по одной этой причине следовало бы полностью запретить поедание мяса. Но даже если признать кошер законным, весь этот процесс — тяжкое бремя, наложенное Богом на израильтян, возможно, в надежде, что в конце концов они станут обходиться без мясных блюд — такой сложный, длительный и трудоемкий процесс, почему бы не отказаться от них вовсе?

Подведем итоги. Бог строго-настрого запрещает вкушать кровь. Как способ обойти этот запрет, в библейской и раввинской традиции сложились кошерные законы. Однако процедура кошера не достигает своей цели; хотя жидкую кровь и можно удалить, в мясе остаются сгустки свернувшейся крови. Таким образом, хотя многие люди предпочитают есть мясо, рыбу, яйца — все то, что производится семенем и кровью и поедается в еде мертвых тел,- Господь через писания старается наложить запрет на такие блюда. Библейские тексты советуют нам использовать свободную волю для развития духовности; ради этого нужно проявлять сострадание и любовь ко всем тварям Божиим.

Примеры такого сострадания можно увидеть в Йон Кипур, день искупления, когда все верующие иудеи практикуют аскетизм (постятся) и стараются вызвать сострадание Бога молитвой и созерцанием. В этот день нельзя входить в синагогу в кожаной обуви. Причина в том, что просить о милосердии и сострадании Господнем, одновременно выказывая полное отсутствие этих чувств по отношению к другим созданиям Творца, было бы верхом лицемерия.

Еще один пример сострадания в иудейской традиции.

В Библии сказано, что он и еще трое отроков были пленниками Навуходоносора, царя Вавилонского. Царь послал к Даниилу своего слугу с роскошными яствами, среди которых были мясо и вино. Даннил сказал слуге, что ни он, ни его друзья не станут есть мяса и пить вина с царского стола. Слуга ответил, что царь желает им лишь добра. «Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней. Пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья. И пусть потом перед тобою явятся лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею»,- сказал Даниил. Слуга согласился, но сказал: «Боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем».

В течение десяти дней четверо юношей ели овощи и пили воду. Затем царский слуга пришел взглянуть на них и очень удивился, потому что «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». С тех пор слуга «брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» (Дан. 1:3-21).

Это был тот же Даниил, который, будучи брошен в ров со львами, вышел оттуда невредимым, возможно потому, что животные почувствовали добрый и милосердный нрав святого-вегетарианца.

Сегодня среди евреев убеждения Даниила разделяет гораздо большая часть людей, чем среди их соседей. Североамериканское общество иудеев-вегетарианцев пропагандирует растительную диету, так же как и Международное общество иудеев-вегетарианцев со штаб-квартирой в Лондоне. Обе организации медленно, но верно приобретают убежденных сторонников. В Израиле за 25 лет было 3 верховных раввина-вегетарианца, и около 4% населения придерживается растительной диеты; число ее сторонников продолжает расти. Израиль занимает первое место в мире по количеству религиозных вегетарианцев,- конечно, после Индии.

Следует упомянуть, что жители Восточной Индии традиционно определяли культуру Запада с помощью санскритского слова «mleccha», означающее западное пристрастие к мясу и другие еще менее чистоплоные привычки. Интересно, что на иврите слово «m’leecha», с похожим произношением, описывает весь процесс кошера. Связь между этими 2-мя словами, вероятно, была известна древним евреям, поскольку их собственное слово «basar», «мясо», в Талмуде объясняется как составленное из первых букв слов «bet» («позор»), «sin» («гниение»), «resh» («черви»). В целом виде слово должно напоминать известную цитату из Талмуда (Абот, перек 2, мишна 7): «Больше мяса, больше червей» — осуждение чревоугодия.

Другой запрет на чревоугодие можно найти у еврейского мудреца Рамбана. Поясняя библейское повеление «Святы будьте» (Лев. 19:2), он призывает народ Израиля:

«Будь святым — значит воздерживаться от того, что вам дозволено. Ибо те, кто пьет вино и постоянно ест мясо, считаются грешниками, прикрывающимися Торой».

В самом деле, Иудаизм призывает верующих не к чревоугодию, а к скромности и самосовершенствованию, к приготовлению новой эры — эры богобоязненных людей, которые будут жить по законам и заветам Моисея и Авраама. Праведными деяниями иудеи должны обеспечить себе место в этом новом мире. А в ожидании приходя Мессии они должны сделать жизнь в старом мире возможно более духовной. Век Мессии, говорит традиция, станет веком сострадания и милосердия:

«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце… Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому: они не будут причинять зла и вреда на всей святой Горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:17, 25).

Порой кажется, что иудейская традиция не позволит этому пророчеству осуществиться, что она отошла слишком далеко от чистоты подобного мистического единения. Переменить что-либо будет трудно. Не говоря уже об обычаях и традиции, обряд в течение столетий требовал, чтобы почтенная иудейская семья в субботу подавала на праздничный стол дорогое мясо и рыбу.

Тем не менее, при внимательном изучении иудейского Писания обнаруживается, что есть мясо по субботам необязательно. В действительности Писание гласит, что мясо неприятно кому-либо из гостей, то на субботний стол нельзя подавать мясных блюд.

«Рабби Иегуда, который говорил, что должным образом субботу почитает только тот, кто ест мясо, соглашался, что это было верно лишь в те времена, когда существовал Храм Жертвенный в Иерусалиме».
Талмуд (Пессахим, 109а)

«С того дня, когда Святой Храм был разрушен, мы должны были бы сами наложить на себя закон, запрещающий есть плоть животных. Но раввины установили мудрое и полезное правило,- владыки могут принять закон только в том случае, если его готова принять большая часть сообщества. Иначе закон и те, кто создал его, не будут больше почитаться».
Рабби Ишмаил говорит в Талмуде (Трактат Бабба Батра, 608)

Очевидно, законы, касающиеся мясоедения, были созданы первыми раввинами, боявшимися лишиться последователей. Это была крайняя мера, принятая ради выживания и сохранения иудейской традиции.

Автор: Стивен Роузен
Источник: книга «Вегетарианство в мировых религиях»

Читайте также: