Посуда в которой готовили свинину мусульманам


На этот продукт, его производные, а также на ряд других кулинарных ингредиентов в исламе наложен харам (запрет). Причем даже предметы, имеющие отношение к пище, так или иначе контактировавшие с «нечистым» продуктом, тоже становятся греховными, оскверняются.

Как быть с посудой

Отдел фетв Муфтията Республики Дагестан приводит толкование книги имама Джалялуддина Мухаммада ибн Ахмада аль-Махалли «Канз ар-Рагибин шарх Минхадж ат-талибин», в которой разъясняется, как должен поступать мусульманин, если узнал о том, что поел из посуды, где была свинина (или любая другая пища-харам). Такую посуду перед использованием надо просто помыть водой.

Однако существует более строгое требование – при твердом убеждении в осквернении свининой тарелок, вилок-ложек, ножей и т.п. следует семикратно промыть посуду водой, при этом единожды добавив в нее землю. Только после такой тщательной гигиенической процедуры мусульманину разрешается пользоваться всеми вышеперечисленными вещами. Если же верующий не знал об осквернении посуды свининой, то по Корану в том, что он с нее ел, греха нет.

Что еще нельзя есть по Корану

В Суре 5, Аль-Маида (Трапеза), переведенной на русский известным азербайджанским религиоведом и исламоведом Эльмиром Кулиевым, сказано, что помимо свинины мусульманам запрещается вкушать мертвечину, вообще любую пищу, над которой не произносилось имя Аллаха, мясо задушенных или забитых до смерти животных, плоть растерзанных другими животными.

В Суре говорится, что Аллах простит, если все это поедалось из нужды, голодающим мусульманином – но только до той поры, когда будет найдена халяльная (дозволенная исламом) пища, разъясняет другой азербайджанский религиовед Айдын Алиев. Прощается также употребление пищи-харам по незнанию.

Что если все же съел?

По мнению имама Самарской Соборной мечети Иршата-хазрата Сафина, ответ в данном случае универсален для всех грешников – нужно покаяться. Мусульманин, узнавший о попадании продукта-харам в желудок, должен незамедлительно очистить его любым доступным способом.

Если же пища к тому моменту, когда верующий смог узнать о ее запретных ингредиентах, успела перевариться, то Коран предписывает, помимо покаяния, совершение некоего доброго дела во имя Аллаха.


Вопрос: Иногда приходится посещать места (кафе, рестораны), где в меню присутствует свинина, которая по Исламу является нечистой (наджас). В этой связи хотелось бы узнать, каково решение Шариата относительно пользования посудой, из которой ели свинину?

Ответ:

Известный учёный шафиитского мазхаба Аль-Кальюби в толковании книги «Канз ар-рагибин» отмечает:

قال القليوبي في حاشيته علي الكتاب "كنز الراغبين ": (و) الأظهر (أن الخنزير ككلب) فيما ذكر… ، والثاني لا بل يكفي الغسل منه مرة واحدة بلا تراب كغيره من النجس . (ج1ص84).

«Более аргументированным является мнение, что свинья подобна собаке (относительно её нечистоты (наджаса) и очищения).

Согласно второму мнению, которое менее аргументировано, свинья не подобна собаке, и для очищения от нечистоты свиньи, как и от другой нечистоты, достаточно помыть один раз чистой водой, без использования земли». (См. «Канз ар-рагибин», том 1, стр. 84)

Заключение:

1. Если вы точно не знаете или же сомневаетесь в том, что в посуде готовили свинину или ели свинину из неё, то пользоваться данной посудой разрешается.

2. Если же вы уверены, что посуда была испачкана свининой, то, согласно более аргументированному мнению, запрещается пользоваться ею, не проведя процедуры очищения, т.е., не помыв эту посуду семь раз, один из которых с добавлением в воду земли.

3. Согласно другому мнению, достаточно один раз помыть такую посуду чистой водой и вы можете воспользоваться ею для пищи, но лучше проявить предосторожность.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Ассаляму алейкум. Может ли мусульманин есть пищу, приготовленную в кастрюле, в которой до этого готовили свинину? Разумеется, в пище нет свиного мяса. Является ли эта пища халялем?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.


Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.


Мусульманину можно есть пищу, приготовленную в такой кастрюле при условии, что она очищена и в ней нет никаких следов свинины.


На Ваш вопрос отвечает д-р Ваель Шихаб:


«Мусульманин может есть пищу, которая приготовлена в такой кастрюле или горшке при условии, что она очищена и в ней нет никаких следов свинины.


Само собой разумеется, что свинина запрещена для употребления в пищу мусульманами. Всевышний Аллах говорит:

Заключать договоры купли-продажи свинины является запретным. Запрет мы находим в аятах Священного Корана, а также в хадисах заключительного Божьего посланника.

«Скажи [о Мухаммад]: «Я не нахожу [ничего] запретного из пищи в том, что дано мне Божественным Откровением, кроме мертвечины; крови, вытекшей [при заклании]; свинины, а она — мерзость; и порочного [мяса] того [животного], что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 6:145);

«Воистину, запретил Он [Господь миров] вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (Св. Коран, 16:115).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) относительно данных аятов говорил следующее: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное (алкоголь) [все, что опьяняет, одурманивает человеческий разум] [1] и его плату [покупать его или продавать]; Он [Творец всего сущего] запретил мертвечину [все то, над чем не произведен мусульманский обряд заклания] и ее плату [покупать или продавать]; Он запретил свинью [употребление в пищу] и ее плату [покупать или продавать]» [2]. В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]» [3].

Передается, что когда пророк Мухаммад вошел в Мекку [вместе с мусульманами в 9 году хиджры, то] сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) и Его посланник запретили продажу хамра [всего того, что опьяняет, одурманивает рассудок], мертвечины, свиней и идолов». [Его] спросили: «О посланник Божий, а что ты скажешь о жире мертвечины, которым люди покрывают [борта и днище] судов, а также смазывают кожу [кожаные изделия, защищая от высыхания] и который используют для освещения? [Допускается ли торговать этим?] [4]» Он ответил: «Нет, это харам [запретно. Торговать этим запрещено! [5]]. Аллах (Бог, Господь) наказал иудеев [в свое время] за то, что когда Он запретил им [употреблять в пищу] жир [мертвечины], они стали растапливать и продавать его, а [вырученные деньги] проедали [тратили на свои нужды]» [6].

Великий имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Мнение мусульманских ученых едино в том, что продавать [и покупать] это [вышеназванное] категорически запрещено» [7].

Стоит особо отметить, что заключать какие-либо договоры, связанные с ведением свиного бизнеса, запрещено не только с мусульманами, но и с представителями иных конфессий, так как священные тексты несут в себе всеообъемлющий смысл и касаются всех людей без исключения.

Если по незнанию и были заработаны какие-либо средства от такого бизнеса, их необходимо направить на благотворительность.

Продажа, потребление и использование в личных целях товаров, содержащих части тела свиньи

Египетский дом фетв [8] и Совет улемов Иордании [9] вынесли постановление о запретности продажи любых изделий из свиной кожи. Их главным аргументом является то, что все части тела свиньи, включая кожу, канонически нечисты, непригодны как для использования, так и для продажи. Свою фетву они подкрепляют мнением большинства ученых прошлых столетий [10], а также хадисом Пророка: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]» [11].

Исламоведческий центр фетв министерства вакфов и религиозных дел Кувейта вынес постановление (фетву) о дозволенности купли-продажи изделий из свиной кожи, опираясь на всеобъемлющий смысл достоверного хадиса: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования» [12], [13].

Касательно продажи товаров, в составе которых присутствуют части свиньи (например, в продуктах питания, лекарствах, косметике), авторитетным считается мнение, что «нечистота (наджаса), подвергшаяся термической обработке [14] или иному внешнему либо внутреннему воздействию, при котором меняется состав, характеристики (да и называется вещество в научной практике уже по-другому), и пути к возвращению в прежнее состояние нет [15], становится канонически чистой», пригодной как для личного использования, так и для продажи [16]. В подтверждение этого имеется ряд фетв [17].

Относительно дубленой свиной кожи в истории исламского богословия были авторитетные мнения (среди ученых ханафитского и маликитского мазхабов) о допустимости ее использования. Обосновывали это ранее приведенным достоверным хадисом о том, что «любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования» [18].

Конечно же, лучше воздержаться, но если человеку сложно определить, из какой кожи сделано то или иное изделие, или если есть затруднения найти изделие без использования при изготовлении кожи свиньи, предположим, в Европе или центральной части России, где свиноводству отводится чуть ли не центральное место в сельском хозяйстве и кожа после выделки используется повсеместно, то есть сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), тогда это может перейти в категорию ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемого и прощаемого.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Об алкоголе читайте в отдельном материале.

[2]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3485, «сахих».

[3]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3488, «сахих».

[4] Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шархсахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236.

[5] Можно ли, не торгуя этим, как-то использовать в том, что не касается питания человека и его тела? Мнения ученых на этот счет разошлись. Некоторые запретили, а некоторые разрешили. Большинство высказались в пользу запрета. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шархсахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 6, 7, пояснение к хадису № 71–(1581).

Однако следует отметить, что, например, кожа мертвечины может быть задействована в торговле и используема, но только после процесса дубления. Мнение ученых здесь единодушно, так как по этому поводу есть достоверный хадис: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3610, «сахих».

[6]См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари[Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 658, хадис № 2236; ан-Найсабури М.Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 645, хадис № 71–(1581); ан-Навави Я. [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 11. С. 5–8, хадис № 71–(1581) и пояснение к нему.

[7] См.: ан-Навави Я. [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 11. С. 8.

[10] Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 158; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 251–254; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 66, 67; аль-Хатыбаш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактабаат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 179, 180; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартибиаш-шараи‘. Т. 1. С. 442, 443.

[11]См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 4388, «сахих».

[12] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих».

[14] Термическая обработка — выдерживание материала при повышенной (нагрев) или при пониженной (охлаждение) температуре, либо соблюдение определенного температурного режима в течение конкретного времени для придания материалу необходимых свойств.

[15]Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 59.

[16]См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 10. С. 278, 279; аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акалият аль-муслима [О религиозном праве мусульманских меньшинств]. Каир: Шурук, 2013. С. 137.

[18] Подробнее см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 390.


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Нет проблем выпить после кафира с посуды, так как их слюни и они сами не являются наджасой. А что касается аята: «Воистину, многобожники являются нечистотой» (ат-Тауба 9: 28), то речь идет о том, что они нечистота в духовном плане по причине их куфра и ширка, а не физическом, и на такое понимание указывают множество доводов. Например, известный хадис от ‘Имрана ибн Хусайна, который рассказывал, что когда у мусульман во время похода закончилась вода, они взяли бурдюки с водой одной многобожницы, которую встретили. аль-Бухари 344, 3571, Муслим 682.

И если бы кафиры и мушрики были бы наджасой сами по себе, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабы не использовали бы сосуды той многобожницы, но ведь они пили эту воду и совершали ею омовение!

Также довод этому хадис, который передал Абу Хурайра: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал военный отряд в Наджд, и они вернулись, захватив человека из племени Бану Ханифа, которого звали Сумама ибн Асаль, который был вождем жителей Ямамы. И они привязали его к одному из столбов в мечети”. аль-Бухари 462, Муслим 1764.

И если бы кафир сам по себе был бы наджасой, то его не держали бы в мечети, как и прочую наджасу.

Также из числа доводов тому, что кафир сам по себе не наджас, как сказал аш-Шаукани, то, что Аллах дозволил жениться на женщинах людей Писания. Ведь известно что супруги соприкасаются друг с другом, целуются, спят в одной кровати и т.п.

Также есть множество хадисов и асаров о том, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники ели еду, приготовленную кафирами.
И все это указывает на то, что сами по себе кафиры не наджаса.

Шейх Ибн Усаймин сказал: «Если кто-то скажет: «Что касается верующего, то в отношении него сказано, что он не может быть наджас, тогда как это можно сказать в отношении мушрика, если Аллах говорит: «Воистину, многобожники являются нечистотой»?» Ответ: «Смысл слова «наджаса» тут смысловое, а довод этому то, что Аллах позволил нам жениться на женщинах Писания, дозволил есть нам их еду, а их руки соприкасаются с едой. Также и человек трогает свою жену из числа людей Писания, и не передается что-либо, чтобы они очищались после прикоснвоения к ним. И это есть правильное мнение». См. «Шарх аль-мумти'» 1/448.

А что касается использование посуды кафиров, в которой могла быть запретная еда, как свинина, не заколотое шариатским методом, алкоголь и т.п., то ее следует помыть перед использованием, а еще лучше не использовать вообще, если есть такая возможность.

Спросил шейха Ибн База мусульманин, пребывавший в Китае на счет того, что нет у них в столовых отдельной посуды для мусульман и не мусульман, на что шейх ответил: «Что касается посуды, то мусульманам необходимо иметь отдельную посуду, от посуды неверных, в которых они содержат свою пищу, вино и тому подобное. А если они не смогут этого сделать, то повару мусульманину необходимо мыть посуду, которую используют неверные и лишь затем класть туда пищу. В обоих достоверных сборниках пришел хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушани (да будет доволен им Аллах), что он спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, можно ли есть из посуды многобожников, на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Что касается твоего упоминания о людях Писания, то если вы сможете найти что-то другое, не пользуйтесь их посудой, а если не сможете, то мойте их посуду и кушайте из нее»«. См. “Маджму‘у фатауа уа макъалят” 4/435.

Смысл мытья посуды неверных не в том, что сами неверные наджас, а именно в том, что они держат в них, поскольку в одной из версий этого хадиса сказано, что задавший вопрос сказал: «О пророк Аллаха! Мы живем на земле людей Писания, а они кушают мясо свиньи и пьют вино , так можем ли мы использовать для еды их посуду?»

Нет проблем пить после кафира, если ты не брезгуешь.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!




Вопрос: Разрешается ли мусульманину продавать свинину тем, кто употребляет его в пищу?

Ответ: Мусульманину не разрешается продавать свинину христианам или же иным людям, которые считают его употребление в пищу дозволенным. Также, согласно обязательной предосторожности, им не следует предлагать свинину.

Вопрос: Разрешается ли мусульманину продавать свинину тем, кто считает его употребление в пищу дозволенным, например, людям Писания?

Ответ: Получать прибыль с продажи свинины категорически запрещено.

Вопрос: Можно ли работать в магазине по продаже свинины? И может ли мусульманин отдать распоряжение одному из своих работников, чтобы тот продал свинину клиенту?

Ответ: Продавать свинину, будь напрямую или же косвенно, даже тем, кто считает его употребление в пищу дозволенным, запрещено. Однако предлагать свинину тем, кто считает его употребление в пищу дозволенным, сомнительно, а согласно обязательной предосторожности, его не следует предлагать.

Вопрос: Можно ли работать там, где продают свинину, и получать с этого прибыль?

Ответ: Если работа человека будет состоять в том, чтобы предлагать свинину, то, согласно обязательной предосторожности, получать за это плату запрещено. Но если оплачивающая сторона согласна, то получающий не несет ответственности за эти деньги. Если же оплачивающий человек является неверующим (кяфиром), то получающий не несет абсолютно никакой ответственности за эти деньги.

Вопрос: Можно ли работать на бойне свиней?

Ответ: Из вопроса следует, что спрашивается о дозволенности непосредственного закалывания свиней на этой бойне. Работать на этих бойнях в качестве уборщика, упаковщика и т.п., не запрещено. Даже закалывать свиней не запрещено. Если человек будет получать за это деньги, то должен делать это с намерением восстановления прав («истингаз»).

Вопрос: Человек работает на комбинате по разделке туш животных. Среди разделываемых туш встречаются и туши свиней. Дозволено ли работать в таких местах?

Ответ: Разделка свинины само по себе не запрещена. Но если эта работа приведет к хараму – употреблению свинины, то он не вправе получать зарплату за проделанную работу.

Вопрос: Я занимаюсь торговлей замороженных кур, поставляемых из Румынии (в этом деле у меня есть компаньон: мне принадлежит 51% акций, а ему – 49%). Мы так же торгуем и свининой. Разрешается ли продавать в Румынии свинину немусульманам? Если торговля свининой запрещена, то могу ли я, не вмешиваясь в процесс торговли, хранить свинину в холодильниках, расположенных вне магазина? И могу ли я получать прибыль с продажи свинины?

Ответ: Следуя из вопроса, свинину нельзя продавать даже тем, кто считает его употребление в пищу дозволенным. Однако можно воспользоваться прибылью с продажи, которую осуществляет компаньон.

Из-за ошибки производство в автограде пришлось приостановить

ООО «Челны-мясо» выпустило продукт-оксюморон: свинину с надписью «халяль». В комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ подчеркивают, что маркировки, свидетельствующей о том, что это разрешенный для мусульман продукт, на нем не было — только информация на этикетке. Которая, тем не менее, не соответствует действительности уже по одной той причине, что халяльной свинины не бывает. На время разбирательства на предприятии уже остановили производство, тем не менее авторитет Татарстана в мусульманском мире теперь может быть существенно подорван. Подробности казуса, грозящего вылиться в международный скандал, — в материале «Реального времени».

Внешние и внутренние проверки

На днях в челнинские и казанские магазины завезли весьма необычный товар — продукт из свинины, на упаковке которого было указано: «халяль». Производителем его выступило ООО «Челны-мясо» (Тукаевский район Татарстана). Предприятие уже давно работает с халяльными товарами, на сайте компании даже представлен целый раздел, посвященный им, — всего 16 наименований (никакой свинины там, разумеется, нет). По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Челны-мясо» зарегистрировано в 2003 году, возглавляет его Фандус Хафизов. Основной вид деятельности предприятия — производство соленого, вареного, запеченного, копченого, вяленого и прочего мяса. В 2016 году выручка компании составила 672,8 млн рублей, чистая прибыль — 3,27 млн рублей. Хафизов, кроме того, руководит СПСК «Безнен авылым» и мясоперерабатывающим ООО «МПО», оба эти предприятия также расположены в Тукаевском районе. Владельцем ООО «Челны-мясо» с 2010 года является сам Фандус Хафизов, до этого он был совладельцем компании (в почти равных долях — 51% и 49%) с Руфией Зариповой.

— На предприятии идут внешние и внутренние проверки, — пояснил нам сотрудник ООО «Челны-мясо», не пожелавший представляться. От любых других комментариев он отказался, пообещав, что руководство компании в ближайшее время свяжется с корреспондентом. На момент подготовки материала оперативный комментарий от ООО «Челны-мясо» не поступил.

Отметим, что Хафизов — довольно крупный мясной производитель, даже по меркам Набережных Челнов. В автограде у него при этом репутация с некоторым оттенком скандальности — по причине довольно агрессивной «магазинной» экспансии. Жители города и общественники периодически выступали против планов размещения торговых точек Хафизова (например, в сквере им. 70-летия Победы).


Хафизов — довольно крупный мясной производитель, даже по меркам Набережных Челнов. Фото chelny-biz.ru

— Фандус Хафизов — достаточно непубличный человек, — характеризует владельца мясокомбината один из собеседников «Реального времени», пожелавший остаться неназванным. — Он очень болезненно реагирует на такие ситуации. Боится ругаться с властью. У «Челны-мяса» было в городе несколько скандалов со строительством магазинов, против которых протестовали жители. В итоге он проиграл два объекта, ему пришлось отказаться от планов. К конфликту тогда подключалась Гурьева (Татьяна Гурьева, экс-депутат горсовета, пламенный коммунист, ныне — лидер «Коммунистов России» в Набережных Челнах, — прим. ред.).

Как написал сегодня один из телеграм-каналов, муфтий РТ Камиль Самигуллин уже требует созыва внеочередного съезда халяль-производителей по этому поводу, однако наши источники в ДУМ РТ эту информацию опровергли.

Это ошибка, человеческий фактор

— Это первый из ряда вон выходящий случай, у нас никогда ничего такого не было. До этого как-то в халяль-продукции «Царицыно» (мясокомбинат в Москве, — прим. ред.) находили ДНК свиньи, но в Татарстане никаких подобных нарушений не было. Хоть здесь и не было маркировки, но была надпись «халяль», что уже послужило поводом для разбирательств, — прокомментировал ситуацию «Реальному времени» председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Марат Низамов.

Комитет «на всякий случай» уже остановил на предприятии все халяльное производство и отозвал свидетельство на выпуск подобной продукции. Всю небольшую партию «разрешенной» свинины уже изъяли из магазинов. В каком объеме — Низамов затруднился ответить.

Случившееся он называет исключительно ошибкой, спровоцированной человеческим фактором.

— Продукцию только выпустили, и она сразу попала на прилавки. Это новый продукт, — комментирует председатель комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. — Этикетки производят в отдельном цеху, там нет наших сотрудников. Наши специалисты контролируют выпуск продукции, там все нормально, нарушений нет. Этикетка с надписью «халяль» — просто ошибка, никакого злого умысла здесь нет. Сейчас разбираемся в причинах, скорее всего, уже сегодня-завтра они уже будут известны.


Низамов не исключил, что выпуск халяльной продукции на ООО «Челны-мясо» придется даже полностью запретить. Фото dumrt.ru

По его словам, руководитель предприятия понесет ответственность. Какую именно — покажут результаты проверки. Сотрудники предприятия также несут дисциплинарную ответственность, не исключено, что их могут и уволить (по всей видимости, решением уже самого директора — за «халатность»).

Низамов не исключил, что выпуск халяльной продукции на ООО «Челны-мясо» придется даже полностью запретить, но в то же время подчеркнул, что только проверка покажет окончательно, кто и в какой степени виноват.

— Мы работали с ними примерно пять лет, у них качественная продукция, — сообщил Низамов. — Это исключительно человеческий фактор. Бывают моменты.

Мусульманский мир будет наблюдать, как мы справились

А вот советник премьер-министра РТ Линар Якупов, долгое время на посту руководителя АИР РТ отвечавший за сотрудничество Татарстана с исламским миром, гораздо более резок в оценках.

— Это либо незнание, ошибка, либо попытка нанести реальный урон. Это не есть хорошо. Обязательно нужно публично разобраться, чтобы ни у кого не возникало вопросов, — уверен эксперт.

Что касается реакции мусульманского мира на такую оплошность, то здесь Якупов был уже не так категоричен.

— Здесь, как и везде, вопрос в том, как мы на это отреагируем: какие решения будем принимать, как проблема будет решена. Должно быть высказано четкое общественное порицание. Мусульманский мир будет наблюдать, действительно ли мы разрешили этот вопрос или нет. Зависит, конечно, и от того, как СМИ раскрутят эту тему. Но в первую очередь нужно думать о своих потребителях, — считает экс-руководитель АИР.


Айнур Арсланов: «Не считаю, что имидж Татарстана как-то пострадает от этой ошибки производителя мяса. И не думаю, что слово «халяль» будет дискредитировано». Фото Тимура Рахматуллина

Айнур Арсланов, первый заместитель председателя ДУМ Республики Башкортостан, также прокомментировал ситуацию для «Реального времени»:

— Пока я работаю в муфтияте, подобных вещей в Башкирии не было — чтобы на свинине ставили знак «халяль». Единственный на моей памяти был случай, когда мясо после забоя держали в посуде, в которой ранее хранились нехаляльные продукты. Эта новость меня удивила. Печально, что это происходит. Насколько я знаю, муфтият Татарстана и его подразделения (в том числе комитет «Халяль») работают четко, как часы. Татарстан стоит в авангарде российских мусульман. И Казань для нас всегда была примером — как должно работать Духовное управление, как развиваются мусульмане, функционируют медресе, изучаются науки. И неспроста в республике открылась Болгарская исламская академия. Вместе с тем не считаю, что имидж Татарстана как-то пострадает от этой ошибки производителя мяса. И не думаю, что слово «халяль» будет дискредитировано. В сознании многих людей «халяль» и «татарское» являются тождественными: где татары, там еда халяльная. Примерно то же самое можно сказать о турках, арабах, узбеках, таджиках, казахах и башкирах. Я сам учился в Татарстане и знаю, как татарский народ щепетильно относится к вопросам халяля, религии. Для меня «татарское» — это как «мусульманское».

Свинина дешевле — в этом и соблазн

Отметим, что это не первый подобный случай в Татарстане. В 2011 году активисты в рамках акции «Проверь свой халяльный магазин» осуществили проверку колбасных изделий. В одном из магазинов Казани, торгующих халяльной продукцией, они приобрели несколько видов колбас Елабужского мясокомбината. С помощью тестов они обнаружили, что в вареной говяжьей колбасе присутствует свинина. Позже это присутствие было подтверждено в лаборатории НИИ мясной промышленности им. Горбатова Россельхозакадемии.

В 2013 году разразился скандал, связанный с продукцией московского мясокомбината «Царицыно». Тогда телекомпания ОКО выпустила сюжет в программе «Среда обитания» о наличии свинины в халяльной продукции мясокомбината — для восстановления репутации предприятия пришлось подключать тяжелую артиллерию в лице Совета муфтиев России и московский Международный центр сертификации и стандартизации «Халяль».


В конце 2016 года в ряде российских СМИ распространилась информация о том, что в одном из гипермаркетов «Ашан» в Татарстане продают свинину под маркой «халяль». Фото Антона Журавлева

В конце 2016 года в ряде российских СМИ распространилась информация о том, что в одном из гипермаркетов «Ашан», расположенном в Татарстане (якобы в Заинске, где эта сеть отсутствует), продают свинину под маркой «халяль». Представители ретейлера эту информацию, естественно, опровергли .

А в 2014 году пресс-служба Агентства Республики Казахстан по защите прав потребителей сообщила об обнаружении свинины в халяльной продукции местного производителя.

Случаи попадания свинины в продукты под маркой «халяль» обусловлены тем, что свинина, как правило, дешевле говядины.

Читайте также: