Профилактика употребления спиртных напитков и наркотических средств

  • Скачать документ (формат .doc) (46 КБ)

действующих методик, технологий и программ по предупреждению употребления несовершеннолетними спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, профилактике социально-значимых заболеваний

С целью уменьшения количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, формирования законопослушного поведения в школах разработаны и реализуются целевые программы:

Данные программы направлены на формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры обучающихся, законопослушного поведения и гражданской ответственности, профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся.

В основу реализации программ заложены разнообразные формы и методы работы с обучающимися и родителями:

Подготовительная работа – выявление, посещение, диагностика, формирование банка данных и разработка профилактических мероприятий;

Профилактическая работа – проведение лекций, бесед, конференций, классных часов и вовлечение в общественную работу;

Информационно-профилактическая работа – разработка памяток, выпуск буклетов, разработка методических рекомендаций и оформление стендов.

Методические пособия и рекомендации:

- первичная профилактика ПАВ. Сборник анкет, тестов;

- методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации дополнительных мер в рамках работы с обучающимися и их законными представителями по профилактике суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и повышения уровня компетентности педагогических работников;

Буклеты и листовки для обучающихся и родителей:

Беседы и лекции:

-«Профилактика экстремизма, национализма и ксенофобии в молодежной среде;

Профилактика пьянства и алкоголизма. Формирование здорового образа жизни


Что же такое алкоголизм?

Пьянство и алкоголизм — серьёзное препятствие на пути развития любого общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем находится на третьем месте среди причин смертности (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний). Подсчитано также, что систематическое употребление алкоголя уменьшает продолжительность жизни примерно на 15-20 лет. Лицами в нетрезвом состоянии совершается почти 40% всех преступлений, они — частые виновники дорожно-транспортных происшествий.

Справочно: алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом, действующим на клетки организма человека, парализуя и разрушая их. Учеными доказано, что 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг тела является смертельной для человека.

Алкоголь в любых дозах через формирование структурных изменений мозга подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижает социальную активность, подавляет чувство гордости, чести, ответственности, заметно снижает половые способности как мужчин, так и женщин, формирует стандартность мышления, подавляет человека физически и нравственно, отягощает наследственность и т. д.

Систематическое потребление спиртного приводит к стойкому расширению кровеносных сосудов, непосредственно повреждая сердечную мышцу. Почки перестают выделять из организма вредные продукты жизнедеятельности.

Органом, наиболее повреждаемым при злоупотреблении алкоголем, является печень. Она перерабатывает около 95% алкоголя, поступившего в кровь. В результате в печени откладываются жирные соединения, что ведет к ее ожирению и замещению функционирующих печеночных клеток нефункционирующей рубцовой тканью — циррозу печени. Алкогольный цирроз является основной причиной смерти, связанной со злоупотреблением алкоголем.

В человеческом мозге алкоголь окисляется в 4000 раз медленнее, чем в печени. Алкоголь концентрируется в клетках головного мозга до одного месяца. Установлено, что уже после четырех лет потребления алкоголя имеет место сморщенный мозг из-за гибели миллиардов корковых клеток. По оценкам зарубежных ученых, употребление алкоголя в дозе 200г. сухого вина подавляет интеллект пьющего на 18-20 дней. Если люди выпивают два раза в месяц, то это означает, что их интеллект постоянно снижен.

Алкоголь оказывает воздействие на иммунную систему, повреждая ее защитный механизм.

На распространенность пьянства и алкоголизма основное влияние оказывают следующие факторы:

Законодательство Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за распитие указанных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, в общественном транспорте и других общественных местах, кроме тех, которые предназначены для этих целей. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50% зависит от него самого, а именно от образа его жизни. Государство регулирует законодательными актами условия труда на производстве, медицинскую помощь и т.п., что составляет остальные 50%., а преодоление пьянства и алкоголизма является задачей не только государства и общества в целом, но и каждого его индивида.


Какие факторы, способствуют формированию алкоголизма.

Алкоголиками не рождаются, ими становятся. Этому способствуют различные факторы.

Биологические факторы – играют определенную роль в образовании алкогольной зависимости. Наследуется биологическая предрасположенность (биохимическая основа), на почве которой может развиться болезненная зависимость. На основании исследований пришли к выводу, что у 60% зависимых от психоактивных веществ лиц (алкоголь, наркотики и т.п.) их ближайшие родственники страдали зависимостью.

Психологические факторы алкогольной зависимости включают: а) определенный склад личности (бездуховность, отсутствие серьезных интересов и цели в жизни, повышенная внушаемость); б) патологические черты характера (склонность к колебаниям настроений, трудности в установлении контактов, застенчивость, низкая или наоборот завышенная самооценка, неумение справляться со своими чувствами и т.п.); в) астенические (физические и нервно – психические слабости организма) и истерические расстройства.

Духовные факторы – отношение человека к самому себе, окружающему его миру и людям, которое связано с качеством участия в жизни. Алкоголизм – это болезнь души со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Частота употребления спиртных напитков, их относительная дешевизна и доступность – способствуют привыканию к алкоголю.

Признаки алкоголизма

Первый признак – первичное патологическое влечение к алкоголю, желание в определенном ритме потреблять алкоголь, причем это желание должно быть обязательно удовлетворено. Здоровый человек легко отказывается от реализации этого желания, если обстоятельства требуют такого отказа. Больной алкоголизмом либо не может отказаться от выпивки при любых обстоятельствах, а если он не сможет реализовать свое патологическое влечение, он испытывает раздражение, злобу или депрессию.

Третий признак алкоголизма – утрата контроля над дозой. Здоровый человек в процессе употребления алкоголя испытывает чувство насыщения. Он выпивает бутылку пива или бокал сухого вина и продолжать выпивку нет желания. Больной алкоголизмом выпивает некую ключевую дозу – обычно она составляет 100-150 мл водки – у него развивается непреодолимое желание продолжить выпивку дальше. Контроль над дозой утрачен, в случае продолжения пьянства, через несколько лет любая доза алкоголя будет вызывать тяжелый эксцесс или запой. После какого-то периода трезвости больной под влиянием первичного патологического влечения к алкоголю выпивает некоторую дозу спиртного, утрачивает контроль над потреблением, сильно напивается, наутро чувствует себя плохо (похмельный или абстинентный синдром), опохмеляется, но вновь не контролирует дозу, опять сильно напивается. Тяжелый алкогольный эксцесс может длиться от 2-3 дней до нескольких месяцев.

Лечение алкоголизма

Полноценное лечение больного алкоголизмом представляет сложный многофакторный процесс. Для лечения алкогольной зависимости используются различные методы: лекарственная терапия, психотерапия и социальная реабилитация.

Если течение алкоголизма осложняется судорожным синдромом или психозом лечение должно проводиться в Республиканской клинической психиатрической больнице.

После прекращения употребления алкоголя в помощь больному алкоголизмом должны включаться психотерапевты, психологи, а также специально подготовленные параспециалисты (больные алкоголизмом, имеющие длительный опыт трезвости). Большую роль в этой работе играет Сообщество Анонимных Алкоголиков (добровольное объединение больных алкоголизмом, желающих достичь устойчивой трезвости).

Обязательно проводится работа с родственниками больного, с его семьей, так как за годы пьянства в семье происходят различные нежелательные процессы, отношения между членами семьи становятся патологическими.

Меры профилактики и защиты

Профилактика алкоголизма предполагает: с одной стороны, контроль за производством и потреблением алкоголя на разных стадиях — государственном, макро- и микросоциальном, семейном, индивидуальном; с другой стороны – раннее выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем и оказание им соответствующей медико-психологической помощи.

Выявление на самых ранних этапах в подростковом и даже детском возрасте предрасположенных к алкоголю людей (для этого можно ориентироваться на два определенных фактора – наследственность и особенности потребления алкоголя в родительской семье) и постоянное внимание к ним.

Информирование детей, подростков и взрослых об особенностях алкоголя, его опасных последствиях для здоровья, поведения и жизни.

Обучение навыкам сопротивления в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя, риском развития зависимости и рецидива.

Пропаганда здорового образа жизни и предупреждение алкогольных расстройств.

В случаях возникновения любых проблем с алкоголем, следует не теряя времени обращаться за консультациями и помощью к специалистам.


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательнöй велöдан i н Усинск кар

Педагогическим советом школы

Протокол от 17.01.2020 года № 10

приказ по школе от 21.01.2020г. № 59

по профилактике правонарушений, употребления спиртных

напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними

Васильева Любовь Сергеевна,

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Детская безнадзорность и беспризорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды. Ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

массовые нарушения прав детей;

рост ранней алкоголизацией и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

омоложение преступности – увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из благополучных семей, семей в социально-опасном положении.

Потребление психоактивных веществ имеет негативные, социально-экономические, медицинские психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.

Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодёжи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально-психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т. д. А главное необходимо обучать подростков на основе, здоровье - сберегающих технологии, здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Создание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений и обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.

В программу вошли следующие группы структурных компонентов:

Действия, на школьную среду в целом;

Действия, направленные на учащихся группы риска;

Действия, направленные на помощь учащимся, замеченным в употреблении наркотиков, курительных смесей, снюсов, алкоголя, энергетических напитков;

Привлечь внимание учащихся школы к проблемам употребления психоактивных веществ.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;

Ориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на основе здорового образа жизни (ЗОЖ);

Оказать помощь учащимся в овладении определёнными навыками поведения, которые помогут следовать здоровому образу жизни;

Проводить мониторинг и оценку эффективности программной профилактической деятельности.

Основная идея программы – формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Программа сопровождает процесс становления и развития личности школьника и охватывает весь период обучения ребёнка в школе.

В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты:

Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Цель: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.

Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей внутри семейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья учащихся.

Профилактическая работа с учащимися включает:

ГИПОТЕЗА ПРОГРАММЫ

Задача индивидуальной работы с учащимися с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Участниками данной программы являются учащиеся 1-11 классов, их родители и педагоги, специалисты города. С учащимися школы реализуется профилактические мероприятия. Программа позволит в результате объединения усилий педагогического коллектива, медицинского персонала, работников правоохранительных органов реально снизить численность школьников, подверженных правонарушениям, табакокурению, употреблению ПАВ. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося и охватывает весь период обучения ребёнка в школе. Программа профилактики состоит из трёх этапов. В её основу положены возрастные периоды закладки аддиктивного поведения детей.

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ

Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни;

Освоение навыков безопасного поведении;

Развитие навыков самоконтроля;

Формирование комплексного представления о здоровье;

Расширение знаний о негативном воздействии наркотических веществ на организм человека;

Формирование устойчивости к негативному давлению среды

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с учащимися и родителями (законными представителями), работу Совет профилактики.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), заместитель директора по ВР, УВР, классные руководители, социальный педагог, педагоги-психологи, психологи отделения социальной помощи семье и детям, педагоги-организаторы, инспектор ОПДН ОМВД России по г. Усинску, специалисты, работающие в области профилактики употребления несовершеннолетними психоактивными веществами. В целях профилактики безнадзорности и правонарушений в школе работают разнообразные кружки и секции.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Организационная работа

Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с УО, ОПДН, ТКПДН и ЗП;

Организация работы Совета профилактики;

Проведение тематических педагогических советов;

Составление социального паспорта классов, школы;

Выявление и постановка на учёт учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки;

Диагностическая работа

Анкетирование учащихся 5-11 классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя.

Анкетирование учащихся 9 и 11 классов с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов.

Первое направление

Предупредительно - профилактическая деятельность;

Реализация системы воспитательной работы в школе;

Проведение мероприятий совместно с ОПДН, ТКПДН и ЗП г. Усинска;

Оказание помощи в трудоустройстве в летний период.

Второе направление индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Выявление причин отклонений в поведении;

Беседы администрации школы, социального педагога, классного руководителя с учащимся;

Приглашение на заседания Совета профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

Беседы инспектора ОПДН ОМДВ России по г. Усинску;

Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, кружки и секции школы и города;

Профилактическая работа с родителями (законными представителями):

Выбор родительского комитета класса;

Привлечение родителей (законных представителей) к проведению внеклассных мероприятий;

Привлечение родителей (законных представителей) к осуществлению правопорядка во время проведения культурно - массовых мероприятий;

Выявление социально - неблагополучных, малообеспеченных многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль;

Проведение родительского всеобуча.

Организация консультаций специалистов: социального педагога, педагога-психолога, педагогов, медицинских работников для родителей (законных представителей).

Организация тематических встреч родителей (законных представителей) с работниками Управления образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, практикумы, ролевые игры и т.д.

Игровые ситуации, инсценирование, сказкотерапия, контекстное обучение, тренинги;

Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги

Тренинги, ролевые игры, инсценирование, беседы с элементами рассуждения;

Тренинги, ролевые игры, дискуссии, деловые игры; беседы с элементами рассуждения;

Тренинг толерантности, дискуссии, деловые игры, презентации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

уверенного позитивного поведения;

конструктивного общения между собой и со взрослыми;

отстаивания и защиты своей точки зрения;

- создание приоритетного родительского воспитания;

-организация педагогического просвещения родителей (законных представителей).

КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Появление у подростков устойчивых интересов;

Изменение количества подростков, стоящих на учете;

Уменьшение количества правонарушений и преступлений.

ФОРМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

Анкетирование учащихся, родителей (законных представителей);

Статистические данные по количеству преступлений и правонарушений среди подростков (полугодие, итоги года);

Мониторинг результативности работы по реализации программы (год).

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Профилактическая работа с учащимися

Индивидуальные профилактические беседы социального педагога с учащимися и их родителями (законными представителями)

Профилактические беседы инспектора ОПДН ОМВД г. Усинска по темам:

-Ответственность за совершение правонарушений;

-Статистика правонарушений в нашем городе среди несовершеннолетних

-Уголовная административная ответственность несовершеннолетних; профилактические беседы с целью разъяснения норм уголовной и административной ответственности и формирование самосознания

- Выполнение РЗ № 148 от 23.12.2008 г.

- Профилактика ПАВ, беседы – лекции, направленные на профилактику употребления наркотических, токсических и одурманивающих вещества, пьянства

- Беседы по профилактике безнадзорности и правонарушений

В течение учебного года

Индивидуальные профилактические беседы инспектора ОПДН ОМВД РФ по г. Усинску с педагогически запущенными учащимися

Профилактические беседы по классам:

Профилактические беседы – встречи с представителями прокуратуры

г. Усинска с целью пропаганды основных положений Законов № 148 РЗ от 23.12.2008 г., № 120- ФЗ

1 раз в квартал

Выявление и учёт учащихся, требующих повышенного педагогического внимания

Привлекаются классные руководители

Заседание Совета профилактики

учащиеся школы и их родители,

зам. директора по ВР,

Проведение психологических занятий по темам:

работы педагогов - психологов

Организация работы кружков внеурочной деятельности

Ответственные за внеурочную деятельность

Декада правовых знаний

В установленные сроки

зам. директора по ВР

Привлекаются специалисты субъектов профилактики

Привлекаются специалисты субъектов профилактики

По приказу в установленные сроки

Привлекаются специалисты субъектов профилактики

По приказу в установленные сроки

Привлекаются специалисты субъектов профилактики

заместители директора по ВР,

Привлекаются специалисты субъектов профилактики и других учреждений города

Привлекаются специалисты субъектов профилактики

Учащиеся, состоящие на ВШУ,

Контроль за получением паспортов учащимися

Контроль за посещаемостью учащихся учебных занятий

Ежедневно до 10.00

Учащиеся 5-11 классов

Профилактическая работа с семьями,

находящимися в социально-опасном положении,

Посещение семей несовершеннолетних, состоящих на всех видах профилактического учёта, находящихся в социально-опасном положении, для изучения условий жизни детей

1 раз в квартал

Семьи, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

Совместно с субъектами профилактики

(при условии выявления факта)

Семьи учащихся школы

Совместно с субъектами профилактики

Подготовка необходимой документации в органы опеки и попечительства

г. Усинска на лишение родительских прав

По плану воспитатель

ной работы класса

Семьи, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

Семьи, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

Учащиеся, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

Посещение семей учащихся 1 классов (по необходимости) с целью знакомства с жилищно-бытовыми условиями проживания семей, выявление социального неблагополучия

С привлечением членов классного родительского комитета

Посещение семей вновь прибывших учащихся (по необходимости) с целью знакомства с жилищно-бытовыми условиями проживания семей, выявление социального неблагополучия

С привлечением членов классного родительского комитета

Посещение семей учащихся, уклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительных причин.

Методическая помощь классным руководителям

и организация контроля

Методические консультации для классных руководителей по подготовке классных часов по правовой тематике

По мере необходимости

заместители директора по ВР

В соответствии с планом работы ШМО

Классные руководители 1-11 классов

специалисты учреждений города

Осуществление контроля за реализацией правового направления воспитательной работы класса и социального педагога

заместители директора по ВР

учащиеся, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

Наблюдение за поведением, межличностным общением учащихся, их внешним видом, отдыхом на переменах с целью сбора информации по различным категориям учащихся

Организационная деятельность

Составление акта сверки несовершеннолетних, состоящих на учете в ТКПДН и ЗП, ОПДН ОМВД РФ по г. Усинску

Ежеквартально до 05 числа

учащиеся, состоящие на разных формах учёта

Оформление необходимой документации на заседания ТКПДН и ЗП, ОПДН ОМВД РФ по г. Усинску

По мере возникновения необходимости

Возвращение в школу учащихся систематически не посещающих занятия

Вовлечение учащихся, состоящих на разных формах учёта во внеурочную деятельность и объединения дополнительного образования учреждений города

учащиеся, состоящие на разных формах учёта

Привлечение и трудоустройство учащихся для временных работ через центр занятости населения

В каникулярное время

Вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность

Психологическая работа с учащимися, родителями (законными представителями)

Диагностика будущих первоклассников с целью изучения их социализации в обществе

В течение года по запросам родителей, классных руководителей

Работа с учащимися девиантного поведения с целью коррекции их поведения

учащиеся, стоящие на ВШУ,

Индивидуальные беседы с учащимися, имеющими нарушения в поведенческой сфере с целью формирования адекватного поведения

Проведение психологических занятий

В соответствии с планом работы

В классе для детей с ОВЗ

Родители (законные представители)

зам.директора по ВР

Информация в различные субъекты профилактики

По приказу в указанные сроки

Семьи, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

По приказу в указанные сроки

Семьи, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

По приказу в указанные сроки

Семьи, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

Предоставление ходатайств на снятие семей с профилактического учёта, с указанием причин

По приказу в указанные сроки

Семьи, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

Предоставление информации о вновь выявленных семьях, поставленных на учёт с предоставлением акта ЖБУ и индивидуального плана реабилитации семьи

По приказу в указанные сроки

Сбор информации о количестве учащихся, пропускающих занятия в школе без уважительных причин

По приказу в указанные сроки

Сбор информации о неблагополучных семьях и детях, согласно плану реабилитации семьи

(согласно плану межведомственного консилиума)

Семьи, состоящие на профилактических учётах в ОПДН ОМВД,

Сбор информации о количестве несовершеннолетних, не получающих среднего (полного) общего образования (не обучающихся и не работающих, работающих и не обучающихся)

По приказу в указанные сроки

Предоставление материалов на учащихся, нарушивших Закон РК от 23.12.2008 г.

Согласно установленным срокам

Мониторинг занятости несовершеннолетних, состоящих на всех видах профилактического учёта

По приказу в указанные сроки

По приказу в указанные сроки

Сбор информации об организации летнего отдыха учащихся, состоящих на учете в ОПДН ОМВД, ТКПДН и ЗП

По приказу в указанные сроки

Учащиеся, состоящие на разных формах учёта

Фактическая занятость Управление образования

По приказу в указанные сроки

Информация о фактах жестокого обращения с учащимися

По приказу в указанные сроки

Информация об учащихся самовольно уходящих из дома

По приказу в указанные сроки

Информация о выявленных безнадзорных, беспризорных учащихся

По приказу в указанные сроки

Предоставление анализа работы по профилактике и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

По приказу в указанные сроки

Предоставление отчёта о деятельности школьной службы примирения (медиации)

Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!

К сожалению, для этого создаются все условия – сравнительно недорогой алкоголь, его повсеместная реклама, низкий уровень жизни и постоянный стресс, самым легким выходом из которого многие ошибочно считают употребление спиртных напитков. Похожая ситуация имеет место и с наркотиками – несмотря на официальный запрет к их распространению, количество наркозависимых стабильно растет, и в первую очередь это касается маленьких городов и областных центров.

Регулярное употребление алкоголя и наркотических веществ приводит к ощутимому ухудшению здоровья, моральной деградации, а также снижению интеллектуальных способностей человека. С медицинской точки зрения и алкоголизм, и наркомания являются заболеваниями. А значит, их можно (и нужно) лечить. Именно об этом мы и поговорим в статье.

Алкогольная зависимость

Вопреки распространенному стереотипу, алкоголизм далеко не всегда предполагает ежедневное употребление спиртных напитков в промышленных количествах. Любой человек, употребляющий алкоголь на регулярной основе, является алкоголиком. Это относится даже к тем, кто привык выпивать несколько бутылок пива в конце рабочей недели.

Разумеется, тяжесть последствий при умеренном употреблении спиртного и регулярных запоях будет разной, но важно понимать, что неприятных осложнений все равно избежать не удастся. Наиболее распространенными последствиями употребления алкоголя являются:

  • нарушение работы гормональной системы
  • заболевания желудочно-кишечного тракта
  • алкогольный гепатит, который может закончиться циррозом
  • ухудшение деятельности центрально-нервной системы
  • психические расстройства
  • повышение риска онкологических заболеваний

Опасность алкоголя состоит прежде всего в легальности спиртных напитков. Многие вполне адекватные на первый взгляд люди убеждены, что законность продажи водки является своего рода гарантом безопасности ее регулярного употребления. В результате они сами не замечают, как количество потребляемого алкоголя увеличивается месяц за месяцем, при этом спиртное приносит все меньше радости и все больше неприятных последствий. Алкоголизму подвержены не только представители нижних слоев общества – этим страдают и многие интеллигентные люди, в число которых входят преподаватели, врачи и научные работники. Если человек перестает контролировать количество употребляемого алкоголя и страдает от последствий, связанных с регулярной интоксикацией организма этанолом, ему необходимо начинать лечение в специализированном заведении. И чем раньше его начать, тем больше шансов на положительный результат.


Несмотря на различное происхождение и специфику действия веществ, приводящих к алкогольной и наркотической зависимости, терапевтические мероприятия объединяет ряд общих принципов: детоксикация организма, применение антагонистов опиоидов, симптоматическое лечение и психологическая реабилитация.

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

В зависимости от тяжести состояния лечение может проводиться как лабораторно, так и в условиях стационара. Начальные стадии алкоголизма, характеризующиеся умеренным пристрастием к спиртному и слабой выраженностью абстиненции (или ее отсутствием) допускают лечение на амбулаторной основе. В остальных же случаях рекомендуется госпитализация пациента.

В первую очередь необходимо заручиться согласием человека, страдающего алкогольной зависимостью, на детоксикацию и дальнейшее лечение. В противном случае даже самые современные терапевтические методы с большой долей вероятности окажутся безрезультатными, и алкоголик снова вернется к своей пагубной привычке.

Фармакологическое лечение начинается с детоксикации. Она может осуществляться как инфузионными, так и аппаратными методами:

  • Форсированный диурез. Пациенту вводят внутривенно глюкозу или физиологический раствор, после чего применяют мочегонное. Этанол и продукты его полураспада выводятся через почки.
  • Аппаратное очищение крови. Сюда относят гемодиализ, плазмаферез и гемосорбцию. Все эти процедуры имеют свои индивидуальные отличия, но принцип у них общий: у пациента производят забор крови из вены, которую пропускают через аппараты, обеспечивающие ее очистку. После этого производят обратную инфузию очищенной крови.

Для снижения тяги к алкоголю и подавлению проявлений абстиненции в восстановительный период пациент принимает антидепрессанты в сочетании с нейролептиками. Кроме того, необходимо обеспечить симптоматическое лечение внутренних органов, пострадавших от токсического действия алкоголя. В первую очередь это касается печени – пациенту назначают такие гепатопротекторы как Гептрал, Эссенциале, Карсил-Форте, Урсохол, Урсофальк.

В качестве вспомогательных мер применяют аппаратное лечение:

  • Транскраниальная магнитная стимуляция – неинвазивная стимуляция головного мозга посредством магнитных импульсов.
  • Лазерное кодирование. В головном мозге человека существуют участки, отвечающие за пристрастие к алкоголю и получение от него удовольствия. Именно на их проекции происходит прицельное лазерное воздействие.
  • Магнитно-резонансная терапия. Этот метод предполагает лечение электромагнитными импульсами симптомов абстиненции – устраняется болевой синдром и налаживаются обменные процессы в ослабленном организме.

Все перечисленные выше процедуры не вызывают выраженных болезненных ощущений. Самое неприятное, что может почувствовать человек в ходе сеанса, – легкое покалывание.

Большинство принципов, распространяющихся на лечение алкоголизма, актуально и в лечении наркомании. В подобных случаях точно так же необходимо убедить наркозависимого начать реабилитацию добровольно. По сути, именно воля пациента к преодолению трудностей, связанных с отказом от наркотика и понимание необходимости возвращения к здоровому образу жизни являются основополагающим моментом в лечении. Фармакологическая поддержка и аппаратные процедуры, как ни странно, играют вспомогательную, а не основную роль (что, впрочем, не отменяет необходимости их применения).

Лечение наркотической зависимости также начинается с детоксикационных мероприятий, описанных в предыдущем разделе. При реабилитации наркоманов с большим стажем употребления психоактивных веществ особенно актуальны аппаратные методы очистки крови, однако следует учесть, что удовольствие это не из дешевых. Например, один сеанс плазмафереза обойдется примерно в 5-7 тысяч рублей.

Отличительными особенностями реабилитации наркозависимых можно назвать метод заместительной терапии. Наиболее известными препаратами, используемых в этих целях, являются Метадон и Диаморфин. Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует их применение для постепенного отвыкания от основного наркотика, однако в России эти препараты запрещены к свободному обороту, а потому их применение ограничено. Противники заместительной терапии убеждены, что подобные средства попросту меняют одну зависимость на другую – например, от употребления героина наркоман переходит к Метадону. Тем не менее, в большинстве стран мира наркологи практикуют этот метод, считая его эффективным.


После прохождения медикаментозного и аппаратного лечения пациенту необходима помощь психотерапевта, специализирующегося на реабилитации людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Этим аспектом лечения пренебрегать нельзя, поскольку именно психотерапия помогает достичь необходимой мотивации к поддержанию здорового образа жизни.

Однако эффективность индивидуальных или групповых занятий с психотерапевтом по классической методике трудно отрицать – без психологической поддержки и профессионального воздействия на особые механизмы подсознания человеку очень трудно войти в нормальный ритм жизни.

Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!

Читайте также: