Дети какого возраста выращивают овощную рассаду для высадки на грядку


В консультации коротко рассказывается о том, как правильно выбрать овощи для посадки в соответствии с возрастом детей, размер грядок, правила и сроки посева и пересадки, глубина заделки, о правилах ухода за растениями.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_kak_ustroit_ogorod_v_detskom_sadu.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ: «Как устроить огород в детском саду».

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1,5 до 2 кв. м. Размеры огорода могут быть и другие, что зависит от местных условий.

На участке, отведенном под огород, делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 50 -60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. На нее выносится стойка с инструментами для работы. Для отдыха детей, проведения занятий и наблюдений ставятся стол и скамейки.

Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений. Это могут быть примулы, маргаритки, анютины глазки, низкие астры, а также земляника, особенно безусая. Оформленный бордюром огород имеет привлекательный вид, кроме того, создается естественная изоляция групп.

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой. Так воспитателю легче организовать работу с детьми, сочетая ее с игрой. У детей средней и старших групп огород общий. Такая планировка дает возможность выращивать и вести наблюдения за большим числом растений и избежать повторов.

Из овощных растений на участке выращивают: салат, шпинат, редис, лук, петрушку, горох, капусту (кочанную, цветную, кольраби), морковь, репу, свеклу, огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп, из многолетних культур - ревень. Овощные растения имеют много сортов. На участке выращивают те культуры, которые являются районированными для данной области и района.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и прежде всего такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять для них семена салата, моркови, репы.

На огороде для средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белым кончиком и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат. Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки. Сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Посев и посадка овощей

Семена для посева должны быть чистосортными, иметь хорошие посевные свойства. Основные показатели посевных качеств семян - это всхожесть, чистота и низкая влажность. Для ускорения появления всходов семена намачивают и проращивают. Семена моркови, лука, свеклы стоят 1-2 сут., огурцов, капусты, редиса, салата, кабачков - 8-12 ч, гороха - 2-6 ч.

Сроки посева (для северо-западной зоны).

Сроки посева для растений различны. Морозостойкие культуры (морковь, петрушка, салат, редис, укроп) высевают с самого начала полевых работ - с первой половины мая, так как всходы этих растений могут выдерживать небольшие весенние заморозки. Семена зонтичных (морковь, петрушка, укроп) и лук долго не прорастают, поэтому их сеют раньше большинства культур, чтобы они успели прорасти до просыхания верхнего слоя почвы.

При температуре +5, +8° производят посев и посадку лука-севка, картофеля, репы, редьки, брюквы, а также высаживают в грунт рассаду капусты.

Культуры, требовательные к теплу (огурцы, тыква, кабачки, помидоры, фасоль), сеют и сажают рассадой тогда, когда температура почвы поднимается до +10° и минует опасность весенних заморозков.
Для получения более раннего урожая овощей применяют подзимние посевы. Их проводят с таким расчетом, чтобы семена не проросли до замерзания почвы, так как осенние всходы погибают от зимних морозов. Обычно сеют их во второй половине октября. Под зиму можно сеять редис, петрушку, морковь, салат, укроп, шпинат, сажать лук-севок, чеснок.

Глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от их размеров, времени посева и влажности почвы. Чем мельче семена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки - на 1,5-2 см. Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться и сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см.

Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой - всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Уход за растениями. Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними.

После дождя или искусственного полива почва уплотняется и часто образуется корка. Особенно страдают от этого всходы зонтичных, лука и свеклы. Корку разрушают рыхлением. Сорняки приносят вред растениям. Они более приспособлены к борьбе за свет, влагу и пищу, чем культурные растения.

Прополка, прореживание и правильная агротехника - основные условия борьбы с сорняками. Большое значение имеет и удаление сорняков на прилегающих дорогах и канавах до их цветения. Мульчирование, т. е. покрытие поверхности почвы навозом, торфом, перегноем, предохраняет посевы от сорняков и улучшает физико-химические свойства верхнего слоя почвы.

При выращивании овощных растений очень важной является борьба с вредителями и болезнями. Первое место среди вредителей занимают насекомые, затем млекопитающие (грызуны), паукообразные (паутинный клещ), мягкотелые (слизни), некоторые черви (свекловичная нематода). Многие бактерии и грибы вызывают заболевания растений.

Для борьбы с вредителями на участке можно применять профилактические методы, механические и биологические. Профилактические методы имеют большое значение, особенно соблюдение севооборотов - правильное чередование культур с учетом их биологических особенностей. Важное значение имеет предпосевная обработка почвы, а также соблюдение сроков посева семян.

Крестоцветные, особенно капуста, сильно повреждаются гусеницами капустной белянки. Гусениц собирают с растений и затем уничтожают (механический метод).

Биологические методы борьбы с вредителями должны занять ведущее место. Это, прежде всего охрана и привлечение насекомоядных птиц (развешивание на участке искусственных гнездовий и зимняя подкормка птиц). Хорошие результаты дает привлечение на участок жаб, истребляющих голых слизней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов раскрывает в доступной форме понятие интегрированного занятия, его структуру, рекомендуемые методы и приемы. Предлагает сравнение с другими видами занятий. Имеет в.

В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием п.

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям".

Основной задачей организации процесса обучения дошкольника является – активное участие и заинтересованность ребенка в образовательной деятельности. В решении этой непростой задачи успешно помогае.

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). Для детей средней группы норма увеличивается до 1,5 кв. м, а для старших дошкольников - от 1,5 до.

Ограничиваться только пропаган­дой педагогических знаний, которые родители погло­щают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в ка­честве одной из основных форм работы с семьями на­ших воспитанников .

Елена Фильченкова
Правила организации огорода в детском саду

Дата публикации 28.05.2019

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Для чего же нужен огород в детском саду?

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Правила организации:

Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.

Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.

Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду?

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.

То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).

На огороде рекомендуется посадка тех растений,которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:

• В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны.Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.

• В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.

• В старшей и подготовительной группах берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие, луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый, капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, плодовые (огурец, томат, перец, корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель, бобовые (горох, фасоль, хлебные злаки.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде:

Содержание труда на огородетоже будет зависеть от возраста детей:

• В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.

• В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.

• В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.



Фотоотчет о создании огорода на подоконнике в детском саду Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе как можно больше.

Правила пожарной безопасности в детском саду и семье План работы в детском саду по обучению правилам пожарной безопасности детей и их родителей Работа с детьми: Занятия. Чтение сказки К. И.

Консультация для воспитателей по организации питания в детском саду Консультация для воспитателей по организация питания в детском саду В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Сервировка стола должна быть такой, чтобы.


Мероприятия по ПДД в ДОУ «Правила дорожного движения в детском саду» МДОУ «Детский сад №14» Старший воспитатель Рыбнова Л. Н. с. Новоселицкое 2018 год Правила дорожного движения в детском саду.

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.


Правила дорожного движения в детском саду Мы живём в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый день проезжает очень много легковых и грузовых машин,.

Правила поведения для родителей на новогоднем утреннике в детском саду Правила поведения для родителей на новогоднем утреннике в детском саду 1. Своевременно приходить в детский сад, не опаздывать на детский.

Технология организации проектной деятельности в детском саду Технология организации проектной деятельности в детском саду. (из опыта работы). Доклад подготовила Уртаева И. Г..


Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Технология организации экологического развития детей 4–5 лет в процессе организации «Огорода на окне» Эффективным методом при экологическом развитии детей является организация «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической.


С приближением весны, каждый дачник старается привести в порядок свой приусадебный участок и продумывает, где будут расти овощные культуры.
Когда сажать овощи на рассаду может зависеть от видов, особенностей сорта и желаемого срока сбора урожая. Стоит учесть приблизительные сроки, когда следует пересаживать саженцы в открытый грунт.

Чтобы скорее получить хороший и качественный урожай многие культуры выращивают рассадой. Большинство овощных культур высаживают на огород в апреле и в первых числах мая. Причем если весна достаточно теплая, можно устроить легкую тепличку.

За 10-20 дней до пересаживания саженцев в постоянное место их необходимо закалить. С теплиц днем снимают пленку, а рассаду, высаженную по емкостям в помещении, выносят на двор или открытый балкон.

Сроки посадки овощей на рассаду.

У перца достаточно длительный период всхожести и поэтому его семена нужно посеять в первую очередь (март месяц). От посева до первых плодов проходит 120-150 дня. В почву на огороде перец можно пересадить в возрасте 2-х месяцев, когда появляются первые бутоны.

Перед высеванием семена желательно замочить, уложив на ватный тампон или марлю. Так они быстрее прорастут и дадут всходы. Не упустите время высаживания семян в емкости, чтоб не повредить слабые корешки. Появились первые всходы, самое время поместить емкости срассадой перца на застекленный балкон или лоджию где будет не теплее +15 гр. С. А примерное время, когда сажать рассаду перца на дачном участке в землю зависит от состояния погодных условий. Когда уже не будет риска заморозков и можно будет заняться посадками, конец месяца мая, начале июня.

Рассада томатов (помидоры).

Март месяц самое время подготовить почву, емкости, землю семена для посадки рассады томатов (помидор). Этот овощ наименее требовательный к условиям для выращивания, но достаточно капризен к температуре.

Высокорослые томаты желательно высадить до 10 марта.

Сорта помидор ранней и средней спелости в 2015 году лучше будет посадить 2-го, 3-го, 11-го, 19-го, и также 25-го и 30 марта.

Если вы не успеете высадить семена на рассаду томатов в марте, можно будет это сделать и в апреле. Для этого лучше выбирать низкорослые, суперранние сорта, гибридные и помидоры черри.

Перед высадкой семян в грунт их желательно замочить во влажной тряпочке или марле на одни сутки. Потом следует насыпать в емкость плодородной земли и посадить семечки на расстоянии 3-х см. Потом нужно полить грунт и накрыть емкость стеклом или пленкой. Первые всходы появятся примерно через неделю. Поддерживайте необходимую влажность и температуру в помещении (оптимально 20-25 гр. С).

Когда садить томаты на рассаду подбирают по индивидуальным особенностям каждого сорта. Самые распространенные сорта высаживают отсчитав срок от 60 до 70 дней до пересаживания растений в открытый грунт. Помидорную рассаду поздних сортов можно посеять за 40-50 дней до весенних посадок.

Огурцы очень плохо переносят пересадку, но посеять в открытый грунт семена огурцов можно только летом, когда не будет угроз ночных заморозков. В этом случае вы получите поздний урожай. Чтоб вовремя снять первые плоды придется делать рассаду.

Учтем следующие сроки:

• В середине апреля саженцы огуречной рассады можно высадить в застекленную или пленочную теплицу.
• Вторая декада мая подходит для высадки под пленку в открытый грунт.
• Первая неделя июня, время, когда рассаду можно сажать в огороде без укрытия.
• Учитывая, что в стаканчиках на подоконнике огуречную рассаду можно держать не более 3-х недель, можно рассчитать время для посева семян.
• Подготовка семян и грунта проводится по схожей технологии, как и для других овощных культур.

Рассада баклажанов и кабачки.

Эти овощные культуры, так как и огурцы привередливы к выращиванию. Рассада хорошо развиваются при температуре 20-25 гр. Всходы нарождаются, как правило, через 2-е недели после посева семян. При выращивании рассады можно достаточно рано получить первый урожай плодов и не имеет значения 2-х недельная или месячная у вас рассада в грунте. Выращивать сеянцы можно дома, используя подоконник, также на утепленной лоджии или в теплице.

При высадке семян в емкости, их заглубляют на 3-4 см в землю, поливают и переносят в мало освещенное теплое (+25, +28 гр. С.) помещение. После того как проклюнуться первые всходы, ящички с саженцами переставляют в освещенное место с температурой 16-17 гр. С.

Самые скороспелые семена кабачков и баклажан, дают первый урожай только через три месяца после посева семян. Чаще всего в открытый грунт высаживают рассаду через 65 дней. И если учесть что они не терпят заморозков – семена сажают примерно в марте месяце, а в огород рассаду можно высадить уже в конце мая.

Успейте купить все необходимое для выращивания растений и высадки рассады в обновленный каталог ОБИ


Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 09.02.2015

Статья просмотрена: 9462 раза

Библиографическое описание:

Рассолова, П. А. Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке» (посадка рассады помидор) / П. А. Рассолова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7144/ (дата обращения: 23.08.2020).

Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5–6 лет) по теме: «Чудеса на грядке». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект практико-ориентированного занятия, направленного на закрепление представлений о рассаде; закреплении знаний последовательности во время посадки рассады; развитие интереса к развитию и росту растений.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: Закрепить представления о рассаде; закрепить знания последовательности во время посадки. Развивать речевое общение и мыслительные процессы у детей посредствам проблемных ситуаций. Закрепление навыков самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели до результата).

Образовательные:

- систематизировать знания детей о выращивании рассады из семян;

- уточнить представление о растении помидор и его семенах;

- закрепить знания об условиях роста рассады (земля, вода, свет, тепло);

Развивающие:

- развивать интерес к развитию и росту растений;

- развивать речь детей, учить согласовывать прилагательные с существительными; обогащать словарный запас детей новыми словами (существительные — семена, семя, почва, росток, зелень, рассада; глаголы — сеять, прорастать, зеленеть, сажать).

Воспитательные:

- воспитывать желание трудится, аккуратно ухаживать за рассадой,

- воспитывать заботу и интерес к наблюдениям;

- воспитывать в детях любовь к природе.

- воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

Предварительная работа: посев семян овса, посадка лука, посадка семян помидор — наблюдение за их развитием и ростом, уход за посевами.

Настольно-печатные игры: «Что, где растет?»«, В саду и огороде»,

Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Угадай по вкусу».

Рассматривание иллюстраций овощей, чтение рассказов Носова «Репка», Пришвина «Опытное поле», заучивание песен, стихов, загадок про овощи. Беседа о пользе помидоров «Сеньор помидор», сезонные работы в огороде.

Материал к занятию: торфяные горшочки с рассадой помидор, детский садовый инвентарь (лопатки, грабельки), лейки, палочка с табличкой, для отметки, что посажено и когда.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций по теме, воспоминания из личного опыта детей, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход занятия.

Дети выходят на улицу и видят, что на скамейке лежит красный конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам очень интересное послание. Давайте, сядем на скамейку и прочтем его. Дети садятся на скамейку.

Воспитатель: на конверте написано куда: детский сад № 37, кому: старшая группа «Почемучки». От кого: Знают все его прекрасно

Воспитатель: Верно это письмо нам прислал Сеньор Помидор. Давайте же прочтем это послание. Здравствуйте, я Сеньор Помидор. Хочу вам рассказать как я прибыл к вам из страны, которая называется Мексика, где всегда тепло, греет солнце и никогда не бывает зимы. Мексика находится очень далеко. Там живет весёлый и трудолюбивый народ. Они выращивают различные фрукты: лимоны, апельсины, ананасы. И овощи, среди которых и я ваш любимый помидор. Очень, очень давно помидоры выращивали, как комнатное растение. Их в горшочках привозили к нам. А привёз к нам Пётр Первый 180 лет назад. Помидоры не использовали для еды, а служил помидор для украшения жилища. Придворные дамы украшали свои платья и шляпки цветами и плодами помидор. Называли раньше помидор не овощем, а ягодой. Вот уже много лет знают, что красные помидоры очень вкусные и полезные т. к. они содержат витамины А, С, которые нужны вашему организму. Надеюсь вам понравился мой рассказ. Мне пора с вами прощаться. До свидания, друзья.

Воспитатель: Ребята, понравился вам рассказ.

Воспитатель: Можно ли зимой посадить в огороде помидор? Почему?

Дети: кругом снег, на улице мороз, земли не видно, семена замерзнут

Воспитатель: Как же быть, если мы хотим весной кушать красные, спелые помидоры?

Дети: можно выращивать помидор в теплице

Воспитатель: Ребята, а вы видели теплицу?

Дети: Да, у моей бабушки есть теплица. И у нас дома есть теплица.

Воспитатель: в теплицах выращивают не только помидоры, но и другие овощи. Какие овощи вы знаете? (огурцы, перец). Люди, которые работают в теплице, называются: овощеводы, семеноводы. В теплице всегда светло и тепло, т. к. они обогреваются

Электричеством и поэтому выращивают овощи круглый год.

Воспитатель: Помидор однолетнее растение и для роста семян нужна тёплая земля, а помните как мы с вами сажали семена помидор? Что мы делали перед посадкой семян?

Дети: Мы семена отбирали. Можно опустить семена в воду. Те, что опустились на дно — хорошие, а те, что всплыли наверх пустые и расти не будут.

Дети: Мы семена выдерживали в марганцовке, чтобы они не болели. землю в торфяной горшочек, не до краёв, чтобы осталось место, и при поливе вода не вылилась из горшочка.

Далее палочкой делали лунку, на такую глубину, где отмечено на палочке.

Ложили семечко в лунку. Сколько лунок, столько семян.

Затем поливали, а сверху присыпали лунку с семенами торфом

Воспитатель: Молодцы! Все вспомнили. Теперь посмотрите какая у на получилась хорошая рассада./ показ и объяснение/

Рассада выросла быстро, появились новые листочки, более сильные и мощные.

Воспитатель: А вы знаете, что теперь нужно делать с рассадой? Нужно высадить рассаду в открытый грунт. Что такое открытый грунт?

Дети: земля в огороде

Воспитатель: Верно! Давайте теперь пройдем к нашему групповому огородику и посадим нашу рассаду. Посмотрите сначала нужно землю разровнять граблями, наметить места, куда будем высаживать рассаду. Затем делаем ямки небольшие лопаткой, берем наш горшочек и ставим в ямку, присыпаем землей. Теперь нужно плотно уложить землю. Это можно сделать ногами, слегка придерживая кустик. И в конце нужно полить его. Прежде чем приступить к посадке, нужно сделать гимнастику для наших пальчиков, подготовить их к работе. Приглашаем народ: (Сделать руками жест «к себе»).

Заходите в огород! (Развести руки в стороны перед собой)

Проходите между гряд —(Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат, (Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала)

Помидоры висят, (Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга)

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка (Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка)

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей (Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в нее воображаемые овощи)

Для себя и для друзей. [2],

Воспитатель: Теперь мы можем приступить к работе. Сначала нужно разровнять землю. Витя, возьми грабли и разровняй земельку. Молодец! Каждый проходит, берет лопатку, становится на свое место и делает не глубокую ямку. Берем свой горшочек и сажаем его, так как я показывала.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво смотрится на огород. Потрудились мы с вами на славу! Но мы не все сделали. нужно еще установить табличку с надписью что здесь посажено и когда. (устанавливаю табличку с помощью детей) Ребята, мы с вами забыли самое главное. Подскажите что?

Дети: полить рассаду.

Воспитатель: верно! Коля и Алена, возьмите леечки и полейте рассаду.

Воспитатель А вот теперь все. Под действием тепла, солнца, при постоянном поливе, рыхлении помидоры быстро вырастут, начнут цвести, появятся зеленые плоды, а затем они покраснеют. И потом мы собираем урожай.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие условия нужны, чтобы вырастить хороший урожай.

Воспитатель: Для чего нужно солнце растениям?

Дети: дает свет и тепло

Воспитатель: Для чего нужна вода?

Воспитатель: Для чего нужен воздух?

Дети: чтобы растения дышали

Воспитатель: Для чего нужна земля?

Дети: питание, которое помогает расти

Воспитатель: самое главное, что нужно?

Дети: наша доброта, забота, бережное отношение

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «зайцы и огородник».

Ход игры: из числа всех участников при помощи считалочки выбирается «огородник», а остальные дети становятся «зайцами». С одной стороны игрового поля обозначается «дом огородника» (ложится обруч), а с другой стороны площадки «норки зайцев» (кружки диаметром по полметра). Между «домом» и «норками» располагается «огород», на котором растут овощи. По сигналу ведущего на огород выбегает огородник и пытается поймать зайцев, которые норовят укрыться в своих норках. Пойманным зайцам считается тогда, когда до него дотронулась рука огородника, он выбывает из игры. Побеждает самый шустрый заяц и самый ловкий огородник. Игра проводится несколько раз [3, с.104].

1. Сборник стихов и песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей



Весна вступила в свои права, и совсем скоро огородники приступят к главному событию нового дачного сезона – посевной.

Но у многих садоводов-любителей возникает масса проблем, связанных с посевом различных огородных культур. Нас буквально завалили самыми разными вопросами, связанными с этим важным этапом, от которого зависит конечный урожай.

Ведь именно правильный посев определяет дальнейший нормальный рост и развитие всех овощей. А выбор оптимальных сроков посева семян позволяет получить самые ранние овощи и зелень.

В этой статье мы постараемся ответить на все наиболее часто встречающиеся вопросы, связанные со сроками посева семян, продолжительностью их хранения и особенностями посевной для различных овощных культур.

ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ


Когда можно начинать сеять семена основных овощей и зелени на открытые грядки после того, как сойдет снег?

Наталья Орлова, г. Орск

То, что снег сошел, и поверхность почвы прогрелась, еще не говорит о том, что можно приступать к посеву семян даже холодостойких культур. Под тоненькой корочкой оттаявшей земли еще может сохраняться лед. И семена, посеянные прямо на него, может быть, и взойдут, но нормального урожая не сформируют.

Сеять можно только тогда когда земля на грядке прогреется на всю глубину корнеобитаемого слоя (12 – 15 см). Чтобы ускорить этот процесс, на грядках можно расстелить черную пленку. Это позволит приступить к севу на 10 дней раньше.

Теплолюбивые овощи сеют в открытый грунт только при наступлении устойчивой теплой погоды и днем, и ночью. К этому времени должны закончиться возвратные весенние заморозки. Обычно это происходит после 25 мая.

Год на год не приходится. Иногда весна наступает рано, а иногда затягивается. Поэтому ориентируйтесь на народную примету: «Когда зацветут желтые одуванчики – можно сеять все!»



Опоздали в этом году с посевом томатов на рассаду. Можно ли еще посеять ранние сорта в апреле?

Иван Матвеев, г. Смоленск

Ранние низкорослые томаты можно смело сеять на рассаду до 15 апреля.

Сейчас для этого самые подходящие условия – много солнечного освещения и достаточно тепла. Рассада получиться здоровая и крепкая.

Подробнее о том, как посеять и вырастить рассаду, а также о самых лучших сортах томатов читайте в нашей статье: «Как вырастить томаты?»



Когда можно приступать к посеву корнеплодов – редьки, моркови, репки, редиса и других?

Анна Вербицкая, г. Хабаровск

Семена таких холодостойких культур, как морковь, репа, редька, дайкон можно высевать в конце апреля – через неделю после схода снега. После посева грядку накрывают пленкой до появления всходов.

Подробно о выращивании корнеплодов мы рассказывали в статье: «Как вырастить морковь».

Редис – более теплолюбивая культура. Поэтому его высевают в первых числах мая.

Подробнее о том, как за ним ухаживать и какие сорта выбрать читайте в нашей статье: «Как вырастить редис».

Главное условие при выращивании корнеплодов – сеять семена в нейтральную (рН 6,8 – 7,0) почву. Даже на слабокислой они будут мелкими, а на кислой – плоды вообще не образуются.



В какие сроки можно высевать зелень на огороде?

Надежда Капустина,Ленинградская обл.

Зеленные культуры относятся к ранневесенним посевам. Их можно высевать на огороде в середине апреля, когда верхний слой почвы (10 см) прогреется до +3 градусов. В парниках можно посеять их и в конце марта.

К таким культурам относятся: петрушка, укроп, сельдерей, мелисса, спаржа, хрен, различные салаты, шпинат, кориандр и другая зелень.

В это же время высевают и лук-севок.

Подробнее о том, как за ним ухаживать, читайте в статье: «Как вырастить лук».



Сколько лет семена овощных культур сохраняют свою всхожесть?

Ирина Сотникова, Самарская обл.

Вопрос поставлен не совсем верно. Под понятием «всхожесть» специалисты подразумевают срок активной жизненной силы семян, когда они могут взойти и дать полноценный урожай. Он определяется в соответствии с процентом проросших семян.

Начинающие огородники путают «всхожесть» со сроком хранения или сроком годности, который в первую очередь зависит от условий, в которых семена хранятся.

При правильном хранении (в темном помещении при низкой влажности, постоянной температуре и хорошей вентиляции) сроки сохранения всхожести семян основных овощных культур составляют:

2 года: петрушка, ревень, пастернак, сельдерей, щавель, анис, чабер, лук-севок;

3 года: морковь, укроп, сельдерей, базилик, кориандр, лук-порей, перец, салат, мангольд, шпинат;

4 года: капуста (любая), редька, репка, редис, свекла, томат, баклажан, спаржа;

5 лет: горох, кукуруза, бобы, фасоль, кресс-салат, перец, амарант;

6 лет: огурцы, кабачки, тыква, патиссон;

7 лет: арбуз, дыня, портулак.

Лучше, конечно, семена дольше трех лет не хранить, так как после этого срока их всхожесть понижается и урожаи заметно падают.



Когда можно высевать огурцы в открытый грунт?

Николай Васильев, г. Волгоград

Огурцы – достаточно теплолюбивая культура, поэтому с высевом в открытый грунт торопиться не следует. Однако и затягивать не нужно. Для нормального роста и развития этой культуре нужна минимальная температура +13 градусов.

При более низкой – рост приостанавливается. Поэтому сроки посева семян лучше перенести наконец мая, когда закончатся весенние заморозки. Как правило, это происходит после 26 мая.

Даже если у вас нет теплицы – соорудите для огурцов парник под пленкой, и тогда сроки созревания огурцов можно сдвинуть на неделю, а если выращивать их через рассаду – то и на три.

О том, как выращивать огурцы, читайте нашу статью: «Как вырастить огурцы».



Когда лучше всего сажать картофель?

Иван Самохин, Челябинская обл.

Самые оптимальные сроки посадки картофеля – 5 – 10 мая. Однако все определяет погода, ведь в Челябинской области иногда и в начале мая выпадает снег.

О различных способах посадки картофеля и уходе за ним читайте в нашей статье: «Как посадить картошку?»

Пока еще осталось время до начала посевной компании, проверьте ваш посадочный материал, ассортимент овощей и зелени, сроки посева семян, наметьте будущие севообороты, докупите необходимые культуры, сорта и гибриды.

Желаем вам успешного, продуктивного, теплого лета и самых высоких урожаев!

А мы со своей стороны всегда с радостью поможем вам и посевным материалом, и полезным советом!

Как вызвать и развить интерес ребёнка к растениям и организовать процесс посадки, рассказывает Монтессори-мама и руководитель нашей онлайн-школы Ольга Горевая

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience and security.

В январе мы гостили у бабушки Даниэля, моей мамы, в Новосибирске. И я нашла у неё ещё советские карточки садовода, которые не использовались много лет. С них и зародился явный интерес моего сына к садоводству. На карточках изображены овощи, а на некоторых и садоводы. Сыну карточки очень нравятся, он постоянно просит их рассматривать и рассказывать про растения перед сном, вместо книги.


Даже когда я просто выложила карточки, чтобы сделать фото для статьи, Даниэль ими сразу же увлёкся


Ещё у нас есть японская книга про то, как растут разные растения. И мы с сыном при любой возможности вспоминаем и находим семена, когда гуляем или готовим. Например, в перце или в тыкве

В феврале, очередной раз рассматривая карточки, Даниэль спросил: «А мы тоже садоводы?» Я объяснила, что садоводы — это те, кто выращивает растения, и мы тоже можем что-нибудь посадить: «Что ты хочешь?» Ребёнок сразу сразу сказал «Тыкву!», а позже добавил ещё несколько овощей.

В нашем детском саду есть небольшой огород, и если мы вырастим рассаду, то её будет куда пересадить. У меня нет навыков садовода, но я была замотивирована интересом сына и радовалась, что могу дать ему этот опыт. Посадку запланировали на ближайшие выходные.

В идеале стоит заранее сходить в магазин вместе с ребёнком, но сын болел и не выходил гулять. Поэтому я спросила у него, что бы он хотел посадить и купила семена, которые Даниэль попросил: тыквы, огурцов, перца, редиса и гороха. Если у вас нет огорода для выросшей рассады, то можно посадить зелень, комнатные цветы или травку для кота.

Также я купила горшочки для рассады, землю, пульверизатор, маленькую лейку, набор лопаток и два значка для контроля полива — с сердечком и лейкой.

Сажаем овощи

Сначала выбираем место, на котором будет удобно и вам, и ребёнку — это может быть стол или пол. Потом застилаем поверхность клеёнкой или бумагой, чтобы защитить от просыпанной земли и раскладываем всё, что пригодится для посадки. Приглашаем ребёнка, предлагаем ему наполнить горшочки землёй, высаживаем семена, а по необходимости подсыпаем сверху земли. После этого поливаем посадки, составляем горшочки на подготовленное место и убираем за собой.

Вот как происходила посадка у нас.

Насыпаем землю в горшочки. Расставив все материалы на полу, я позвала сына «Пойдём сажать семена». Даниэль сразу же взял лопатку и начал насыпать землю, я лишь попросила сесть на подстилку, чтобы земля не сыпалась на пол.

Если ребёнок не умеет насыпать, то лучше сначала медленно показать ему и проговорить каждое действие: «Я беру горшочек, я беру лопатку. Лопаткой набираю землю и насыпаю в горшочек. Теперь попробуй ты». Чтобы ребёнок лучше усвоил то, что вы хотите объяснить, нужно сначала показывать, а потом проговаривать. Или наоборот, но главное не одновременно.


Даниэль насыпал землю в восемь горшочков и немного устал, попросил меня засыпать оставшиеся горшочки

Чтобы поддержать сына, я отметила его старания: «Ты так много горшочков заполнил землёй! Давай посчитаем!» В последнее время Даниэль любит всё пересчитывать, но пока умеет только до четырёх или пяти, а дальше мы вместе — сын повторяет за мной.

Насыпаем в горшочки семена. Для семян я подготовила крышку от коробочки, но доставать мелкие семена оказалось неудобно. Поэтому я высыпала их себе на руку, а Даниэль брал уже оттуда. Работа с семенами — отличная практика моторики и пинцетного захвата.


Когда сажали семена, я рассказывала, что важно дать место корешкам, чтобы они выросли большие, и Даниэль разложил зёрнышки с разных сторон горшочка

Присыпаем семена землёй и поливаем. Даниэль любит поливать, а точнее, заливать растения водой. Поэтому я предложила леечку с тоненьким носиком и пульверизатор — так шансов залить горшочки до краёв было меньше. Кроме того, с двумя вариантами инструментов у ребёнка появляется возможность сделать выбор.


Разделили работу — я засыпаю семена землёй, а сын поливает

После полива мы ещё разок повторили, что посажено, и Даниэль гордо показывал папе, что у нас получилось.

После любого занятия у нас уборка. Я убрала пакет с землёй, а Даниэль принёс совок и веник. Пока сын делает не всё, но его участие в процессе и понимание алгоритма действий уже даёт свои плоды. Я это наблюдаю и сама, и знаю по рассказам бабушки и мужа: после окончания какой-то деятельности Даниэль без напоминаний убирает всё по местам. Поэтому я уверена, что настаивать не нужно, достаточно показать свою вовлечённость, и тогда сын с удовольствием присоединяется к уборке.

Бывает, что на моё предложение «Давай уберём на место», Даниэль может сказать «Не хочу!». Тогда говорю: «Хорошо. А мне хочется, чтобы было чисто, я хочу убирать». Это часто работает, и сын говорит: «И я хочу!». Тогда я прошу: «Здорово! Принеси, пожалуйста веник». Бывает, что сын может сначала походить, а потом приносит веник или тоже начинает убирать. Я благодарю: «Спасибо! Теперь так чисто стало, это приятно».

Есть момент, который я упустила — нужно было сделать отдельные картинки с тем, что мы посадили, а так пришлось отрывать от пакетика с семенами картинки овощей.


Поставили наши посадки на садовый стульчик, рядом положили всё необходимое для полива

Уход за посадками

На следующий день Даниэль уже спрашивал, когда вырастит. Я объяснила, что когда на улице станет тепло, тогда появятся росточки. А пока будем поливать и на солнышко ставить, чтобы согрелись и лучше росли, растениям солнышко очень нужно.

Больше всего сыну нравится менять значки после полива. Я ставлю лейку, когда пора поливать, а Даниэль ставит сердечко после того, как польёт.

Значок с лейкой означает, что пора поливать растения, а с сердечком — что сын полил рассаду

Пока ждали первые всходы, сделали с сыном указатели для посаженых растений.

Я нарисовала картинки овощей и показала, как склеивать указатели, положив в середину зубочистку. После моей презентации Даниэль склеил указатели и воткнул их в горшочки

Наша рассада растёт не по дням, а по часам. Сын часто проводит там время — наблюдает за изменениями и повторяет названия овощей. Я обращаю его внимание на детали: какой формы ростки у разных растений; что у тыквы толстый стебель и вместе с ростком вышла на поверхность семечка, которую мы сажали; что перец растёт медленнее, чем горох. Даниэль быстро всё впитывает и потом уже рассказывает мне, как растёт тыква и перец — вижу, что ему это важно и интересно.

Добавление статьи в новую подборку


Зная, в каком возрасте сеянцы будут готовы к высадке, вы без труда сможете рассчитать оптимальные сроки посева семян на рассаду и успеете к нужному времени подготовить для новоселов грядку в теплице или открытом грунте.

У каждой культуры свои биоритмы: в младенчестве сеянцы развиваются различными темпами и по-разному адаптируются к условиям окружающей среды. Одних малышей можно безбоязненно отпускать в свободную жизнь уже через 3-4 недели после "рождения" – они быстро взрослеют и смело встречают невзгоды открытого грунта. Менее юркие растения нуждаются в повышенной опеке – такие капризули стараются дольше задержаться в комфортных домашних условиях и с трудом приживаются на новом месте.

Как рассчитать оптимальные сроки высадки рассады



Чтобы определить примерные сроки переселения рассады на дачные грядки, ведите отсчет от момента появления полных всходов. Полные всходы – это ростки, которые успели из петелек перейти в вертикальное положение и раскрыли семядольные листочки.

Не забывайте, что у каждой отдельной культуры свой срок прорастания семян, от которого зависит время появления полных всходов. Учитывайте этот нюанс, высевая семена на рассаду.

Ниже приведена таблица, которая подскажет, сколько дней должно пройти после появления полных всходов до высадки рассады наиболее популярных культур.

Возраст рассады при высадке в грунт



раннеспелая
среднеспелая
позднеспелая

низкорослые
среднерослые
высокорослые

Как к моменту высадки получить рассаду нужного возраста



Планируйте высадку рассады в открытый грунт, когда минует угроза возвратных заморозков. С этой целью отследите архив погоды за последние несколько лет и определите, когда обычно в ваш регион приходит устойчивое потепление. Теплица позволяет пересадить сеянцы на пару недель раньше – здесь растения будут защищены от весенних похолоданий.

От запланированной даты высадки отсчитайте назад то количество дней, в течение которых рассада должна находиться под домашним присмотром (см. таблицу). От полученной даты отнимите еще несколько дней, какие потребуются на прорастание семян выбранной культуры. В итоге вы определите примерную дату посева семян на рассаду, что позволит вам к моменту прихода устойчивого потепления получить сеянцы нужного возраста.



Например, вы планируете высадить рассаду перца в открытый грунт 25 мая. Если вы уверены в качестве семян и сразу посеете их в отдельные стаканы, чтобы избежать пикировки, пойдем самым коротким путем. Отсчитаем от запланированной даты высадки указанные в таблице 60 дней (возраст сеянцев) и отнимем еще 8 дней, которые уйдут на прорастание семян. В итоге получим срок сева семян на рассаду – 18 марта.

Если вы сомневаетесь в качестве своего посевного материала и планируете проводить пикировку (после нее растения приостановятся в росте и будут "зализывать раны"), а также не уверены, что 25 мая установится благоприятная для высадки погода, лучше подстраховаться и дать сеянцам запас времени. Отсчитаем от 25 мая 70 дней и отнимем еще 2 недели, в течение которых имеет смысл ждать всходов от семян сомнительного качества. В данном случае к севу семян на рассаду лучше приступать в первых числах марта. Определиться с конкретной датой поможет Лунный календарь.



Как видите, сложностей в рассадной арифметике нет никаких. Надеемся, наша шпаргалка поможет вам этой весной получить крепкую коренастую рассаду, которая с легкостью воспримет высадку в грунт и впоследствии порадует достойным урожаем.

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)



ЗЕЛЕНЫЙ ДЕТСКИЙ САД (Выращивание растений)


Для дошкольников выращивание растений является весьма занима-тельным делом. Кроме того, это прекрасное средство формирования представлений о росте и размножении растений, о значении света, тепла, почвы в их жизни.
Выращивать следует прежде всего то, что растет быстро: корнеплоды, картофель, скороспелые листовые растения (листовой салат, кресс-салат, листовая горчица, шпинат), луковичные растения (лук, чеснок), пряно-вкусовые растения (укроп, петрушка, базилик, кориандр). Но интересно вырастить и плодовые овощи: огурцы, помидоры, горох, фасоль и плодовые растения (лимон, аппельсин).
В течение всего холодного периода можно выращивать корм для животных (овес, пшеницу, ячмень и другие злаковые культуры).
«Зеленый детский сад» можно оформить в игровом варианте: сделать забор с калиткой, поставить пугало, разметить грядки (прямоугольной формы поддоны или кюветы разных размеров), “дорожки” посыпать песком, поставить таблички-указатели посеянных культур, лавочку (для куклы-хозяйки). Располагается сад-огород на подставке на уровне, удобном для труда и наблюдений с детьми данного возраста. Рядом с огородом — календари и дневники наблюдений для фиксации процесса и результатов роста и развития (старший возраст). Куклу-хозяйку можно включать в игровые обучающие ситуации, степень сложности которых определяется возрастом детей.
Можно использовать теплички для выращивания растений (как самодельные, так и выпускаемые промышленностью). Ящики с землей можно поместить в металлический, пластиковый или деревянный каркас, в верхней части которого укрепляется лампа дневного света для дополнительного освещения, а в нижней части размещается оборудование для труда детей, удобно сделать всю установку на колесиках - это позволяет перемещать ее. На таком комнатном огороде можно провести интересные наблюдения и опыты, доступные детям.
Роль взрослых не только в том, чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить ее в банку или ящик, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь осмыслить их.
Успешнее всего это получается, если взрослый проводит вместе с ребенком наблюдения раз в неделю. Такая периодичность позволяет обнаружить изменения луковицы. Каждый раз следует не просто наблюдать, но и зарисовывать луковицу. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что и как изменилось.
Рост и развитие растений происходят относительно медленно, и дошкольнику, не владеющему временными представлениями, трудно определить, как долго длятся эти процессы. Ему можно помочь, если под каждым рисунком, на котором запечатлена луковица, изобразить полоску времени - неделю, для ребенка это не только несложно, но и увлекательно: в полоске должно быть семь одинаковых квадратиков (семь дней недели). Каждый квадрат малыш раскрасит своим цветом: понедельник — красным, вторник — оранжевым и т.д. (по радужной гамме). Таким образом, получится пять рисунков, на которых ясно видно, как менялась луковица в течение месяца по мере своего роста и развития. В конце взрослый предлагает ребенку срезать зелень лука и покрошить ее в суп или салат. А рисунки останутся! По ним можно рассказать, как рос лук, сосчитать недели и точно установить, как долго он развивался.
Важно, чтобы взрослый, разговаривая с ребенком, побудил его задуматься над тем, какие условия способствовали появлению зеленого лука, почему луковицы, хранящиеся дома, тоже прорастают, но короткими, кривыми и желтоватыми отростками. Поставленные перед малышом вопросы, осмотр и сравнение луковиц (прорастающую луковицу время от времени щупать и устанавливать, что она “худеет”) помогут сделать правильное заключение: для роста нужны вода, свет и тепло. А луковицы, хранящиеся дома, прорастают потому, что в доме тепло, но в темноте отростки не могут стать зелеными.
Чтобы убедить ребенка, как важен свет для растения, необходимо выставить прорастающие луковицы на подоконник: пусть ребенок понаблюдает несколько дней, как появляется зеленая окраска.
В зимнее время на окне можно сделать настоящую грядку, посадив в ящик корнеплоды свеклы, петрушки, моркови, дольки чеснока. С ребенком следует рассматривать, как клубень картофеля выпускает белые ростки, как он дает кустик ботвы, если посадить его в землю. При этом малыш не только трудится, поливая грядку, и развивает наблюдательность, но и получает знания о том, как надо выращивать растения, как по-разному можно есть овощи: чеснок, лук, петрушку в зеленом виде, листья свеклы (для борща).
Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян. Предложите ему разложить на мокрой тряпочке крупные семена фасоли, гороха, огурцов. Пусть он прикроет их мокрой тканью и следит, чтобы она не высыхала. Вскоре семена набухнут, увеличатся в размере, появятся отростки: один — начало корня, другой — начало стебля. Семена огурца хорошо проращивать открытым способом под влажной промокашкой на стекле, на котором есть немного воды. Посадив в землю проросшие семена, ребенок наблюдает, как появляются росток, семядольные листочки, основные листья и т.д. В зимне-весеннее время, когда с земли еще не сошел снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным. Ну а появление долгожданных плодов (огурцы, помидоры, стручки) для ребенка — и праздник, и награда за терпение и труд.
И в этом случае хорошо, если наблюдения за ростом растений сопровождается зарисовками, но делать их следует реже — один раз в две недели или месяц (растения растут медленно).
Очень интересно происходит выгонка луковичных растений (гиацинт, тюльпан и нарцисс) в комнатных условиях. До посадки в сентябре или октябре их хранят в темном, сухом месте. Луковицу гиацинта сажают так, чтобы она не возвышалась над краем горшка. Сверху в горшок с посаженной луковицей : сыплют землю, песок или опилки слоем толщиной 8—10 см. Затем горшок ставят в деревянный ящик или картонную коробку и засыпают землей или опилками высотой 10см, поливают и ставят в прохладное место (4—5°С). При подсыхании земли или песка их поливают. Через 2—2,5 месяца (когда появляются беловатые ростки) горшок вынимают из ящика, росток осторожно освобождают и помещают в комнату, предварительно закрыв его плотным бумажным колпаком. Через 8—9 дней росток открывают. Через 25—30 дней гиацинт зацветает. Дальнейший уход за ним заключается в поливе и регулярном опрыскивании листьев водой. Луковицы тюльпана в августе — октябре высаживают по три штуки так, чтобы они не соприкасались. Прикопанные луковицы держат 1,5-2 месяца. Ухаживают за тюльпаном в комнате так же, как и за гиацинтом. Техника подготовки и выгонки нарцисса такая же, как и для тюльпана.
Выращивать растения можно и из черенков. Особенно интересно понаблюдать, как распускаются в вазе ветки деревьев или кустов, срезанные в конце зимы и поставленные в воду. Вот набухли почки, вот они лопнули, вот появились листочки и сережки (или цветочки, например, смородины, сирени, яблони и др.). А на коре, находящейся в воде, начинают отрастать корешки. Точно такие же ветки за окном еще по-зимнему голые, а в доме уже весна. Как много размышлений по этому поводу может возникнуть у ребенка!
Дошкольник, прошедший школу “зеленого” воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа, в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость: ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Сезонные растительные объекты

Младшая группа
1. Посадка лука, овса, проращивание гороха, бобов, фасоли для наблюдений и подкормки животных.
2. Яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты.
З. Игровые посевы (зеленые колобки, ежики и др.). Садик для Дюймовочки (для кукол) и т.п.
4. Ветки деревьев (береза, тополь, ель, сосна) для наблюдения и использования в композициях.
5. Срезанные живые культурные (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.) и дикорастущие (колокольчик, ромашка) растения в букетах композициях для любования и рассматривания.
6. Семена, плоды, шишки (сосна, ель, ду6, тыква и др.).


Средняя группа
1. Посадка крупных и мелких семян и луковиц (лук, чеснок, укроп, петрушка, горох; фасоль, бобы, овес, пшеница и др.).
2. Овощи целые и частями в опытах (верхушки моркови, посадка свеклы, внесенные с участка декоративные капуста, кольраби, декоративные тыквы и кабачки для выставки).
3. Перенесенные с участка осенние цветущие растения (астры, бархатцы, хризантемы).
4. Рассада цветов, томатов.
5. Игровые посадки и посевы.
6. Ветки деревьев и кустарников (береза, тополь, сирень, хвойные и др.). 7. Срезанные растения в композициях-букетах.
8. Семена, плоды, шишки разных растений родного края и экзотические.

Старшая группа
То же, что было в предыдущих группах, а также:
1) тепличка для размножения черенками;
2) рассада цветочных и овощных растений;
3) разнообразные игровые и экспериментальные посадки;
4) семена, плоды, шишки, гербарии, в том числе и экзотических растений (кокосовый орех, хвойные шишки растений южных регионов и т.п.).


Под готовительная группа

1 . Посадки рассады различных овощных (огурцы, томаты, перец) и цветочно-декоративных растений.
2. Материал для выгонки (тюльпан, крокус и др.).
3. Посадки и посевы на зелень для опытов (овощи, злаковые, пряности). 4. Игровые посевы и посадки.
5. Сезонные композиции разных художественных стилей на основе живых растений.
6. Ветки деревьев и кустарников для опытов и наблюдений, укоренение черной смородины, ивы, вербы и др.
7. Объекты для выгонки, витаминная грядка, посевы и посадки плодовых
комнатных растений (лимон, апельсин, мандарин, комнатный перчик и др.), крошечный садик, крокусы в красиво оформленном ведре.
8. Внесенные в помещение растения с землей и цветами с огорода (перец), ближайшего природного окружения (мать-и-мачеха, фиалка, астры и др.).
9. Коллекционный растительный материал - мхи, лишайники , грибы, кора, гербарии, коллекции плодов и семян, шишек, в том числе и экзотических.
10. Разнообразные экологически и эстетически ценные водные растения в аквариуме.


Баклажаны

Семена можно предварительно обработать стимулятором роста. И уже пророщенные (для этого нужно подержать семена хорошо увлажненными пару дней в теплом месте, например на батарее) заделывают в увлажненный субстрат примерно на глубину 1 см.

Накройте горшочки пленкой или стеклом. Баклажаны любят тепло, поэтому проращивать их нужно при температуре от +25 до +30 ˚С. Семена обычно всходят на 7 - 14-й день.

Когда сеять: в 20-х числах февраля.

Сельдерей

Сельдерей тоже имеет большой вегетационный период. Рассада должна побыть дома примерно 70 дней, высаживают на грядки сельдерей в самом конце мая.

Когда сеять: в 20-х числах февраля.

Болгарские перцы

Семена также можно обработать стимуляторами роста, прорастить и высадить в ящики примерно на глубину 0,5 см. Всходят они долго, от двух до трех недель. И требовательны к температуре. Так же как и баклажанам, нужна теплая «погода» - от +25 до +30 0С.

Когда сеять: в 20-х числах февраля.

Томаты

Садоводы со стажем готовят землю для томатов с осени, смешивая чернозем с перегноем, песком и торфом в пропорциях (3:3:1:1). Но можно купить уже готовую почву для рассады томатов.

Семена предварительно можно не проращивать, но обработать стимулятором роста. Заделывают семена в землю на глубину примерно 1 см. Почва должна быть хорошо увлажнена. После того как присыплете семена, хорошо опрыскайте верхний слой водой из пульверизатора. Держите ящики с семенами в теплом месте, сверху можно прикрыть пленкой. Первые входы появляются примерно на седьмой день.

Когда сеять: в 20-х числах февраля высевают ранние сорта для посадки в открытый грунт. Во второй половине марта - ранние сорта для высадки под пленку. Детерминантные и индетерминантные сорта для теплиц высевают в конце марта.

Огурцы

Как правило, рассаду огурцов высевают в марте. Некоторые дачники предварительно закаляют семена огурцов, то есть перед посадкой промывают в ледяной воде. Или даже зарывают в принесенный с улицы снег.

Когда сеять: в начале марта - для пленочных парников и теплиц, с 25 марта - для высадки в открытый грунт.

Капуста

Любит кислую почву, поэтому торфяные смеси для рассады не очень подойдут. Рекомендуется добавить в землю немного золы, которая поможет предотвратить появление болезни - черной ножки.

Когда сеять: ранние белокочанные сорта капусты - с 10 марта. Брокколи и цветную - с середины марта.

Споры по этому поводу ведутся из года в год. Есть множество за и против пикировки. Но, увы, неопытные садоводы путают пикировку с пересадкой. Казалось бы, разница не велика, но существенна.

Пикировка - это пересадка сеянца в другой горшок, во время которой прищипывают кончик корня, чтобы он стал «кудрявее». Такую процедуру любят томаты, но терпеть не могут перцы и баклажаны. Им пикировка просто противопоказана. И вообще большинство садоводов склонятся к мнению, что пикировка - слишком хлопотное дело, которое не дает ощутимых результатов даже у томатов.

Пересадка - это перемещение сеянца из общего ящика в индивидуальный горшок. Во время этого процесса корневая система оголяется, часто повреждается, потому что в ящики семена высевают плотно, корни соседних растений в процессе роста переплетаются между собой. Томатам, опять же, это не страшно. Перцы и баклажаны такой операции могут не перенести.

А есть еще перевалка - пересадка из маленькой емкости в горшок побольше вместе с комом земли, в результате чего корни не повреждаются. Такое новоселье не повредит ни одному растению.

Разбираемся с цветами

В феврале сажают как однолетние цветы, так и многолетние клубневые. Как правило, цветочные семена не заглубляют, лишь слегка присыпают землей, обрабатывая верхний слой почвы из пульверизатора. Итак, уже пора сажать семена следующих растений:

✓ Петуния. Всходы появляются примерно на 14-й день.

✓ Лобелия. Ее стоит посеять просто на поверхности, слегка присыпав землей, сверху опрыскав водой.

✓ Клубневая бегония. Роскошная красавица прорастает долго, поэтому лучше обработать ее стимулятором роста.

✓ Примула. Сроки посадки во многом зависят от особенностей различных сортов. Но все же большинство высевают в конце февраля, тогда уже в мае можно будет любоваться цветущими растениями.

✓ Гелиотроп. Их семена любят свет, поэтому их высевают в ящички на поверхности почвы, чтобы семена всегда были на свету. Рассаду перемещают в горшочки, когда она вырастает до 5 - 6 см.

В марте высевают анютины глазки, более поздние сорта примул, вербены, астры, петунии. Некоторые садоводы рекомендуют присыпать семена снегом. Он растает и естественным путем заглубит семена.

Крепкая, здоровая рассада – залог хорошего урожая. Известный агроном и пермакультуролог Николай Курдюмов не устает напоминать садоводам, что рассада – это не будущее растение, это уже растение; если на своей рассадной стадии оно больное, хилое и безжизненное, то здоровым и сильным оно не станет вообще никогда. В этой статье мы рассказываем о двух диаметрально противоположных способах выращивания рассады, популярных в 2020 году. Один напоминает мичуринское «не ждать милостей от природы, взять их у нее», второй предполагает минимальное вмешательство в природные процессы, но оба они направлены именно на получение высокого качества растений.

Рассада по китайскому способу


Сейчас набирает популярность китайский метод выращивания рассады. От традиционного он отличается примерно всем, но главное отличие – то, как китайцы подходят к пикировке. Особенно хорошо удаются по этой технологии высокорослые сорта.


Способ активно используется китайцами в промышленных и фермерских теплицах. Заключается в жесткой пикировке - срезании месячного сеянца на уровне земли и последующем укоренении подсемядольного колена в земле же под пакетом. Утверждается, что урожайность таких растений на 1,5 кг выше, чем при обычной пикировке.

Сильные стороны «китайского метода»:

  • рассада очень быстро доходит до состояния «готова к высадке в грунт» - она крепкая, с полноценным толстым стеблем, коренастая, с хорошей корневой системой и с нужным количество листьев;
  • рассада получается невысокой. Плодовые кисточки после высадки в грунт формируются на высоте немногим более 20 см. У растения будет больше завязей, стало быть, и урожай будет больше.
  • Рассада не болеет, и взрослое растение получается устойчивым ко многим заболеваниям, особенно к фитофторе;
  • За такой рассадой просто ухаживать.

Как выращивать рассаду китайским способом

Подготовка грунта

Для «китайской рассады» подойдет почти любая плодородная огородная почва, идеально, если это будет земля из-под крапивы. Только кислая почва не годится, (pH около 6,0). Перед посадкой грунт нужно будет пролить слабым раствором марганцовки (1,5%), подогретым до +50 градусов. Добавлять перегной нельзя – в нем могут содержаться возбудители грибных болезней. Торф добавлять можно, но не более 0, 5% от общей массы грунта. И не всякий, а только низинный. Отличить низинный грунт от верхового можно даже визуально: он черный, а верховой – рыжеватый.

Если для рассады покупается готовый грунт, то в первую очередь нужно смотреть на ph.

Для китайской методики выращивания рассады нужен только нейтральный грунт.


Подготовка семян

Ничего не выйдет, если сеять какие попало семена: первым же делом надо высыпать их из пакетиков и провести ревизию. Все мелкие, дефектные, пустые, слишком темные, с пятнышками, напоминающими плесень – любые, к каким могут быть вопросы нужно нещадно отбраковать.

Стратифицирование семеян

Вот как это делается: сначала нужно на сутки оставить их на марлевой салфетке, смоченной в любом стимуляторе роста. (Салфетку можно замочить и в «домашнем» стимуляторе, сделанном своими руками: взять две чайных ложки без горки древесной золы, залить кипятком и настоять двое суток). После суток в стимуляторе семена нужно 15 минут протравить в 1,5% растворе марганцовки, потом еще ночь подержать на салфетке со стимулятором роста. Вынуть семена, положить в сухую марлю и на сутки поместить в холодильник.

Посев

Семена по китайскому методу сеют в общие емкости, на 2 см заполненные дренажом (любым, от керамзита до битого кирпича), который сверху засыпан подготовленным грунтом. Сеять надо в бороздки по схеме 4х2 см. Слегка присыпать почвой, спрыснуть из пульверизатора, закрыть пленкой, отнести на южное окно. После первых всходов пленку снять.

Световой режим

Сеянцам нужен 12-часовой световой день. На нашем портале много информации про фитолампы и другие устройства для досвечивания рассады. Тут без них не обойтись.

Закаливание рассады

Еще одно яркое отличие китайского метода от традиционного: по китайской системе закаливают не взрослую рассаду, а уже сеянцы, причем с первого дня. Как только появились всходы, на ночь их выносят в помещение, в котором температура на 3-4 градуса ниже, чем в дневном. Эта имитация естественной среды позволит потом растениям быстро адаптироваться в открытом грунте.

Пикировать, не пикируя

Это вообще разрыв всех наших огороднических шаблонов: при такой пикировке вся корневая система остается в почве.


Томаты могут формировать корневую систему на какой угодно части стебелька – на этом и основана «китайская пикировка». Через месяц после посева, когда у растения уже будут три настоящих листочка, нужно маленькими острыми ножницами срезать их у самых корней и укоренить в воде или в почве.

Наполнить стаканчики грунтом, который подготовлен так же, как грунт для посева семян и пересадить туда срезанные растения, заглубляя до семядольных листочков. В стаканчике сделать отверстие для дренажа. Сразу после пересадки хорошо все пролить, закрыть пакетом. Все стаканчики под пакетами поставить в комнате с температурой +15 градусов и минимальной освещенностью. Снять пакеты, вернуть рассаду на южный подоконник.

Нагреть воду до комнатной температуры, поставить туда растения так, чтобы до семядольных листочков они были в воде. Накрыть пленкой, отнести в темное помещение с температурой не выше +15 градусов. Через неделю снять планку, высадить в почву, поставить на южный подоконник.

Практиковавшие оба способа пикировки отдают предпочтние первому – бывает, что при пересадки из воды хрупкие корни ломаются.

Высадка в грунт делается, как обычно: здесь ничего нового не придумали даже китайцы. Через две недели делают первую подкормку нитроаммофоской (1 ст. л. на ведро воды), после формирования пары цветочных кистей проводят вторую подкормку.

Формируют растения по китайской в два стебля, удаляя верхние плодовые кисти. Если следовать технологии догматически, то оставлять больше шести кистей нельзя, и вы удивитесь, как это благотворно скажется на качестве плодов.

Посмотрите видео о том, как правильно подкармливать взрослую рассаду.

Рассада по Курдюмову

В выращивании рассады Николай Курдюмов остается верным своему принципу сотрудничества с природой, а хорошей рассадой он считает ту, которая выросла при минимальном человеческом участии: без пересадок, с достаточным теплом, влагой и питанием, на солнечном месте.


Отсюда некоторые правила:

  • здоровая рассада растет скорее вширь, чем вверх, стало быть, ей нужно пространство. Никакой тесноты на подоконнике, и это позволит приблизить урожай примерно на месяц. По Курдюмову, мы должны стремиться к таким кустикам рассады, у которых стволики толщиной почти с карандаш.
  • семена томатов на рассаду надо сеять по схеме 4х4 см. Считается, что для рассады до пикировки состав грунта не особенно важен – Курдюмов настаивает, что грунт должен быть плодородным.
  • Ровно через 20 дней сеянцы вместе с кубиками земли изымаются и помещаются под пленку в плодородный грунт, по схеме 12х12 см. Перевалка должна выполняться так, чтобы растения ее даже не заметили.
  • Еще через 15-20 дней рассада вместе с кубиками почвы без малейшего повреждения корневой системы вынимается и пересаживается на постоянное место. Тем, кто не часто заезжает на дачу, Курдюмов рекомендует накрывать грядки лутрастилом: под ним никогда ничего не сгорит.

Агроном сторонник ранней высадки рассады: он считает, что в Центральной России рассаду в возрасте трех недель почти каждый год можно спокойно высаживать под пленку уже в конце марта. Если парник сделан хорошо, ничего страшного с рассадой не произойдет.


Примерно по такой же схеме Курдюмов рекомендует выращивать рассаду огурцов, единственное – огуречной рассаде нужна более высокая температура, ниже -15 градусов она начинает болеть. И еще огурцы просто не выносят даже самого незначительного повреждения корневой системы.

Исходя из этого, агроном рекомендует:

  • сеять семена огурцов не в ящики, а в торфяные таблетки или горшочки, в кульки из бумаги, пакетики и так деле;
  • высаживать сразу же на постоянное место, на грядку и накрывать лутрастилом или пленкой.

Холодостойкую капусту Курдюмов советует сеять сразу на грядку, лучше всего под лутрастил. Наше обычное высаживание капусты по жаре он считает чудовищной ошибкой, которая приводит к неизбежному снижению урожаю. Почему именно лутрастил : капуста не любит жару и даже тепло, вытягивается уже при температуре выше +18 градусов, поэтому пленка тут не годится, а затраты на лутрастил окупятся с лихвой.

Выводы

Какой бы способ выращивания рассады мы не выбрали, главное перед высадкой в ОГ получить здоровые и крепкие растения. Вот признаки хорошей рассады:

  • кустики не деформированы, на листьях нет пятен и налета;
  • кустики не повреждены вредителями;
  • листья окрашены равномерно;
  • кустики коренастые, крепкие, не «голенастые»;
  • корневая система хорошо развита, она разветвелнная, хорошо обхватывает ком земли, кончики корней белые;
  • межузлия стебля компактные, сам он крепкий.

Читайте на FORUMHOUSE, как высчитать сроки посадки рассады в 2020 году, как своими руками сделать бюджетный светильник для рассады на светодиодах, и как сделать стеллажи для рассады. Прочитайте, как вырастить крепкую рассаду и как приготовить идеальный домашний грунт. Также у нас можно обсудить любые профильные вопросы и получить консультацию на рассадную тему.

Читайте также: