Написание какой орфограммы проверяется в этом упражнении капустный салат

Умные дети – счастливые родители


12. Прочитай словосочетания. Написание какой орфограммы проверяется в этом упражнении?

Капус т ный салат, пару сн ый спорт, громко свис т нул, адре сн ый стол, радос т но вскрикнул, колба сн ый сыр, трос т никовый сахар, ненас т ная погода, воскре сн ый день, влас т ный человек, согла сн ые звуки, извес т ный писатель, пре сн ая вода, прекра сн о выглядишь, прелес т ный ребёнок, тучи небе сн ые, праз д новать юбилей, древе сн ый жук, блестящий наез д ник, алма зн ый фонд, звёз д ное небо, отве сн ый склон, красивая мес т ность, поз д ний час, ужа сн ый случай, чес т ный мальчик, чуде сн ое утро, ус т ное изложение, опа сн ое дело, вку сн ый пирог.

Орфограмма «непроизносимый согласный».

Какие согласные в некоторых словах чередуются с нулевым звуком?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо читать подряд все словосочетания и каждое слово с выделенными звукосочетаниями сравнивать с родственными ему словами. Например: капу[сн]ый – капус[т]а: чередование нулевого звука в прилагательном со звуком [т] в сущетвительном [-]/[т]; пару[сн]ый – пару[с], пару[с]ина: нет чередования; сви[сн]ул – свис[т]: чередование нулевого звука в глаголе со звуком [т] в существительном [-]/[т] и т. д.

Маша считает, что это чередования [т]/[-] и [д]/[-]. Ты с ней соглашаешься? Подтверди своё мнение примерами из упражнения.

Чтобы подтвердить слова Маши, необходимо, найти все случаи чередования не только [т]/[-], но и [д]/[-] (или [д’]/[-]):
пра[зн]овать – праз[д’]ен [-]/[д’];
нае[з’н’]ик – ез[д’]ить [-]/[д’], ез[д]ок [-]/[д];
звё[зн]ое – звез[д]а [-]/[д];
по[з’н’]ий – опоз[д]ать [-]/[д].

Выпиши все словосочетания, в которых есть слова с чередованием согласного с нулевым звуком. В скобках напиши проверочное слово.
Например:

[-] [т]
капус т ный салат (капус т а) – [-]/[т]

[–] [т] [–] [т’]
Громко свис т нул (свис т ), радос т но вскрикнул (радос т ь),

[–] [т’] [–] [т’]
трос т никовый сахар (трос т инка), ненас т ная погода (ненас т ье),

[–] [т’] [–] [т’]
влас т ный человек (влас т ь), извес т ный писатель (извес т ие),

[–] [т’] [–] [д’]
прелес т ный ребёнок (прелес т ь), праздновать юбилей (празден),

[–] [д] [–] [д]
блестящий наездник (ездок), звёздное небо (звёздочка),

[–] [т] [–] [д]
красивая мес т ность (мес т о), поздний час (опоздать),

[–] [т’] [–] [т]
чес т ный мальчик (чес т ь), ус т ное изложение (ус т а).

Дома выпиши словосочетания, где нет слов с таким чередованием.
Образец: парусный – парус.

Парусный спорт (парус), адресный стол (адрес), колбасный сыр (колбаса), воскресный день (воскресенье), согласные звуки (согласие), пресная вода (пресен), прекрасно выглядишь (прекрасен), тучи небесные (небеса), древесный жук (древеса), алмазный фонд (алмазы), отвесный склон (отвесен), ужасный случай (ужасы), чудесное утро (чудеса), опасное дело (опасен), вкусный пирог (вкусы).

Ответ или решение 2


В данном упражнении проверяется орфограмма Непроизносимая согласная в корне слова.

В русском языке есть слова, в которых согласная не произносится или плохо различается, но при написании она пишется.

Для того, чтобы проверить написание таких согласных, нужно подобрать проверочное слово, в котором согласная будет отчётливо слышна.

Капустный салат. В слове капустный пишется согласная т, проверочное слово - капуста.

Парусный спорт. В слове парусный нет непроизносимой согласной, проверочное слово - парус.

Громко свистнул. В слове свистнул пишется согласная т, проверочное слово - свистеть.

Адресный стол. В слове адресный нет непроизносимой согласной, проверочное слово - адрес.

Радостно вскрикнул. В слове радостно пишется согласная т, так как проверочное слово - радость.


Данное упражнение связано с отработкой орфограммы "Непроизносимые согласные". Рассмотрим, как правильно его выполнить, и определим, по какому правилу определяется наличие или отсутствие Непроизносимые согласного в корне слова.

Непроизносимые согласные как орфограмма

Непроизносимыми называются такие согласные, которые плохо различаются в потоке речи, а потому на письме их легко можно пропустить, т.е. сделать орфографическую ошибку. Наличие подобных согласных в нашем языке связано с тем, что для русской речи характерны сложные сочетания согласных звуков (вроде "здн", "стн", "вств" и др.), один из которых можно просто не разобрать в ходе записи под диктовку.

Проверить наличие или отсутствие такого согласного можно несколькими способами:

  • Подобрать однокоренное слово, в котором нужный звук будет четко слышится.
  • Изменить данное слово так, чтобы непроизносимый согласный оказался слышимым в сильной позиции.

Существует несколько слов, в которых подобные согласные нельзя проверить путем постановки в сильную позицию. Поэтому их нужно просто запомнить. К ним относятся:

  • праздник;
  • лестница;
  • чувство.

Бывают также случаи, когда нам кажется, что в слове есть непроизносимый согласный, а, в действительности, он отсутствует. В таких ситуациях подбор однокоренных форм или изменение самого слова не будут давать никакого результата: дополнительного согласного не появится. Например:

  • чудеСНый - чудеСен - чудеСа;
  • опаСНый - опаСен - опаСение.

Примеры слов с непроизносимыми согласными

В предложенном нам упражнении непроизносимые согласные в корне проверяются следующим образом:

  • капустный салат - проверочное слово "капусТа", непроизносимый согласный [т] в корне;
  • парусный спорт - проверочное слово "парус", непроизносимого согласного в корне нет;
  • громко свистнул - проверочное слово "свисТеть", непроизносимый согласный [т] в корне;
  • адресный стол - проверочное слово "адресат", непроизносимого согласного в корне нет;
  • радостно вскрикнул - проверочное слово "радосТь", непроизносимый согласный [т] в корне.


КапуСТный- правописание ст, сн, без мягкого знака
сАлат- словарное слово
паруСНый- сн проверяешь однокоренным словом парус, парусник. В этих словах Т не пишется, значит и в Парусный не пишем Т
громкО- наречье пишем с О
свиСТнул- правописание ст, сн, без мягкого знака
адреСНый - сн проверяешь однокоренным словом адрес. В этих словах Т не пишется, значит и в Парусный не пишем Т
РадоСНо - сн проверяешь однокоренным словом радость. В этих словах Т не пишется, значит и в Парусный не пишем Т

капустный копустный или капусный

Правильный вариант написания: «капустный», с гласной «а» и согласной «т» в корне. Гласная «а» является непроверяемой. Проверочные слова к согласной «т»: «капуста», «капусточка».

Правило

В составе слова «капустный» содержится корень «капуст», суффикс «н» и окончание «ый». В буквосочетании «стн» на стыке корня и суффикса присутствует непроизносимый согласный звук «т». Наряду с «стн» в русском языке существует буквосочетание «сн», поэтому слово «капустный» нуждается в проверке. Для этого нужно изменить форму слова так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный или сонорный звук. Проверить прилагательное «капустный» можно словами: «капуста», «капусточка». Перед гласной ясно произносится звук «т», поэтому буквосочетание «стн» в слове «капустный» следует писать с согласной «т».

Ударение в слове «капустный» падает на второй слог, поэтому гласная буква «а» в первом слоге находится в безударном положении. Безударная гласная проверяется ударением. Для этого подбирается родственное слово, в котором сомнительная гласная становится ударной. Но ни в одном из проверочных слов нет ударения на гласной «а». Ее написание следует запомнить или смотреть в словаре.

Пример

В капустный салат бабушка добавила порезанные соломкой свежие огурцы и веточки укропа.

Вопрос по русскому языку:

Написание какой орфограммы проверяется в этом упражнении? Капустный салат, парусный спорт, громко свистнул, адресный стол,

Ответы и объяснения 1

-сн-, -стн- в корне слова.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат - это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.


КапуСТный- правописание ст, сн, без мягкого знака
сАлат- словарное слово
паруСНый- сн проверяешь однокоренным словом парус, парусник. В этих словах Т не пишется, значит и в Парусный не пишем Т
громкО- наречье пишем с О
свиСТнул- правописание ст, сн, без мягкого знака
адреСНый - сн проверяешь однокоренным словом адрес. В этих словах Т не пишется, значит и в Парусный не пишем Т
РадоСНо - сн проверяешь однокоренным словом радость. В этих словах Т не пишется, значит и в Парусный не пишем Т

Предложим учащимся пройти небольшое тестирование на определение различных типов орфограмм, изучаемых во втором классе. Листы с тестами предварительно распечатываем и раздаем каждому ученику – так второклассник привыкает к итоговому тестированию как способу проверки полученных знаний.

Правильные ответы отмечаем галочкой («V»).

1). Отметь слова, в которых после ш пишется и.

2) Отметь слова с проверяемой безударной гласной е в корне.

3) Отметь слово с ошибкой.

4) Отметь слова, в которых после ч пишется а .

5) Отметь слова, в корне которых пишется буква д.

6) Отметь слова, в корне которых пропущена буква о .

7) Отметь слова, в корне которых пишется буква ж .

8) Отметь слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне».

9) Отметь все слова с ошибками.

10) Отметь слова, где в приставках пишется о .

11) Отметь слова с ошибочным написанием суффиксов.

12) Отметь раздельное написание.

13) Отметь, в каких словах надо писать ь.

14) Отметь , какие слова нельзя разделить на слоги для переноса.


Боковая колонка


Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

Книжная полка


Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.


Проверочная работа (за 2-е полугодие)

Ответы к стр. 86 – 87

1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подбери и запиши к тексту заглавие.

Весна

Приш ё л мес я ц а прель. По утрам ещё бывают лё г кие зам о розки. Тон е нький лёд п о крывает лужи. Т е плей и ярче светит со л нце. С окрес т ных гор сползают снега. По д о рогам журч а т г о ворливые руч е йки. Из земли п о к а залась зелён е нькая травка. Скоро з а цв е тут ранн и е цветы. На д е рев ь ях н а бухли и п о т е мнели почки. В лесу цв е тёт ива. Цв е ты как ж ё лтые пуш и стые шар и ки. Прил е тели грачи и скв о рцы. Они уже п о с е лились в своих дом и ках. Белка выл е зла из гн е зда. Здра в ствуй, в е сенн я я пора!

2. Выполни грамматические задания (по своему выбору).

• Укажи над словами 3-го предложения части речи. Подчеркни грамматическую основу предложения.

прил. сущ. гл. сущ.
Тоненький лёд покрывает лужи.

• Выпиши 6-е предложение. Подчеркни в нём главные члены и выпиши словосочетания. Укажи падеж над именами существительными.

Д. п. И. п.
По дорогам журчат говорливые ручейки .
по дорогам журчат , говорливые ручейки

• Найди в тексте однокоренные слова и выдели в них корень.

За/цвет/ут, цвет/ёт, цвет/ы.

• Выпиши выделенные слова, разбери их по составу.


• Найди имена прилагательные, у которых можно определить род. Укажи над ними род.

м. р. ж. р. ж. р.
Тоненький лёд, зелёненькая травка, весенняя пора.

• Найди и выпиши по одному слову с такими признаками:

Сущ., одуш., нариц., в И. п., в ед. ч. белка
Сущ., неод., нариц., в П. п., во мн. ч. в домиках
Личное местоимение они
Глаг., буд. вр., во мн. ч. зацветут
Глаг., прош. вр., ж. р., в ед. ч. показалась

• Прочитай последнее предложение. Отметь √ , какое оно по цели высказывания и по интонации.

√ повествовательное √ восклицательное

• Найди во втором предложении слова, в которых букв меньше, чем звуков. Подчеркни в них буквы, которыми обозначаются два звука.

быва ю т, лёгки е .

• Выпиши любое слово на правило обозначения буквой гласных и согласных в корне слова. Рядом запиши проверочное слово.

сн е га — снег, тра в ка — трава.

3. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы в корне: проверяемые — одной чертой, непроверяемые — двумя чертами.

Радос т ное ч ув ство, ч у де сн ая п о го д ка, праз д ни чн ый веч е р, ш и рокое ш осс е, ж ё лтый п о м и дор, к о л о сок пш е ницы, вку сн ый за в трак, и нт е ресная к олл екция, к и логра мм , к а ртофеля.

Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных….

Особенности

Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.

Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.

Область применения правила


Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

Разновидности

Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

  • непроверяемые,
  • проверяемые,
  • чередующиеся,
  • выбираемые.

От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

Непроверяемые

Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

  1. безударные гласные,
  2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.


Проверяемые

Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

гора́ – го́рка, в го́ры.

Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

  • дуб – дубок, дубы,
  • честный – честь, честен.
  • весна – весенний, вёсен.

В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

Древнерусский вариант Церковнославянский вариант Примеры
-оро- -ра- город ограда
-оло- -ла- полотно платок
-оло- -ле- молоко млечный
-ере- -ре- берег прибрежный

Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова младший, молодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

«ОЁ после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё, если нет – тогда О (шёпот – шептать, шорох – родственных с Е нет).


Виды орфограмм в корне

Чередования

Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно.

Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

Последующие согласные

В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А, а перед С без последующей Т – всегда О. Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав, нарицательные росток и ростовщик пишутся через О, а слово отрасль – через А. В список данного типа не включены . Причины будут разъяснены ниже.

Суффикс -а-

От суффикса -а- зависит выбор гласной И: выберешь – выбираешь, раздерет – продираться, выжечь – выжигать, презреть – презирать, замереть – замирать, отпереть – отпирать, застелить – расстилается, вытереть – стирать, вычет – вычитание, блестящий – блистать,

гласной А: кос-//-кас- (коснуться – касание)

сочетания ИМ, ИН на месте А (Я):

  • нажать – сжимать
  • понять – принимать
  • клясть – проклинать
  • начало – начинать
  • измять – сминать

Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (положить – слагаемое), так что для их проверки годятся два способа.

Ударение

В словах с чередованиями:

  • -гор-//-гар (горе́ть – зага́р),
  • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
  • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
  • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
  • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
  • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
  • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
  • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
  • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
  • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
  • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –

в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О.

Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А.

Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.


Ударение в словах

Оттенки значения

Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

Выбираемые гласные

Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

  • жи-ши, ча-ща, чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы, Я, Ю, за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание,
  • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).

Также в эту группу входит правило, согласно которому И, стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (интересный – безынтересный сверхинтересный).

Часть 1. Орфограммы в корне гласные

Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

Вывод

Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы, Я-А, Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис-). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.


Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулят ь – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Ча щ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

. – В конце предложения ставится точка.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цв е ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВ É Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ланды ш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стр о – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Б е жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово Б Е Г.

Бе ж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

К о лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УК Ó Л.

Ё ж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово Ё Ж И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

П и щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово п и ск.

Пи щ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пу ш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мы ш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

ду б - ду б ы , ло ж ка - ло ж е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мес т ный - мес т о , опа сн ый - опа с е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма - приставку, корень, суффикс или окончание.

Читайте также: