В сухомлинского именинный пирог

Обновлено: 04.05.2024

Урок литературного чтения во 2 классе.

(текст взят из хрестоматии для 2класса В.А.Лазаревой.)

Тема : В.А.Сухомлинский «Именинный пирог»

Цель : Осмысление нравственной проблемы, заложенной в данном произведении

Формировать представление о добре, доброте, о хороших поступках,

Развивать устную речь, умение задавать вопросы, ясно выражать свои мысли;

Воспитывать в детях такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, милосердие.

I. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Учитель: На улице весна. В это время как-то по-особенному обостряются чувства человека. А какие чувства вам знакомы?

Учитель: У вас на столах карточки с четверостишием.

В нем пропущено одно слово, которое поэт употребляет несколько раз. Ваша задача прочитать стих и вставить подходящее, по-вашему, слово.

(работают в группах)

Радость пробежала по дорожке.

Радость распахнула все окошки.

Разбудите, дети, всех людей!

Радость пробежала по дорожке.

(подчеркнутые слова пропущены)

Выслушиваются ответы детей, учитель записывает их на доску.

Учитель: А теперь посмотрите на авторский вариант

(на интерактивной доске вставляется слово «радость»)

Давайте прочитаем хором получившийся стих, автор которого хорошо известный вам поэт Валентин Берестов.

- Какое замечательное слово. Радость! А что оно означает? Что это вообще такое?

Вспомните, когда вы особенно остро испытывали это чувство?

II . Работа по теме урока.

Первичное восприятие 1 части текста.

Учитель: Сегодня нас ожидает встреча с произведением Василия Александровича Сухомлинского «Именинный обед».

(портрет автора и название произведения на доске)

- Как вы думаете, о чем расскажет нам автор? Какие картины уже возникли в вашем воображении?

Учитель читает 1 часть текста – дети только слушают.

- Вы оказались правы в своих предположениях?

- Что почувствовали, слушая мое чтение?

2. Вторичное восприятие 1 части текста.

- Откройте листок голубого цвета и прочтите шепотом этот текст.

(чтение детьми первой части рассказа шепотом)

- Представьте, что я– героиня нашего рассказа – Нина.

Задайте мне вопросы так, чтобы я могла ответить на них, опираясь на текст.

(примерные вопросы детей:

- У тебя есть братья или сестры?

- А кто самый старший в вашей семье?

- Тебе нравится жить в большой семье?

- Как вы думаете, рассказ закончен?

- А что тогда ожидает нас во второй части?)

3.Первичное восприятие 2 части текста.

Вторая часть читается детьми, а два последних абзаца учителем.

- Оправдались ли ваши предположения?

4. Анализ произведения.

- Давайте обратим внимание на некоторые моменты.

Что указывает на то, что праздник вот-вот начнется?

( пришли гости, мама накрывает стол белой скатертью)

- С какой просьбой обратилась Нина к маме?

- Давайте прочитаем диалог мамы и дочери.

- какое чувство испытала мама?

(Удивление- это прямо называется автором)

- А как чувствовала себя девочка в этот момент? Об этом не сказано словами, это надо самим прочувствовать.

( как будто стеснялась)

- Что в тексте указывает на это?

( сказала тихонько, многоточия)

- А теперь попробуем понять, что чувствовала мама после разговора с дочерью.

- Подчеркните слова, указывающие на действия мамы.

(работа в парах)

- Какие слова нашли?

не сказав ни слова

спрятала в шкаф

- Посмотрите, между этими глаголами «побледнела» и «сказала» мама не проронила ни слова, но читатель чувствует напряженную работу маминых мыслей. Как вы считаете, о чем она думала в это время?

- Запишите на листочках от имени мамы.

- Как вы думаете, почему мама так поступила, лишила Нины праздника?

- Ребята, а не кажется ли вам, что в рассказе есть еще герой, который играет важную роль, хоть и остался за кадром? Кто это?

- Что мы можем сказать о ней?

(она самая старшая в семье, ей 82 года, она мудрая, воспитала такую дочь)

- А теперь найдите самое главное предложение, предложение, в котором спряталась идея всего произведения. Выделите его.

(Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком)

- Да, это пожелала мама Нине. А как, по-вашему, что значит быть настоящим человеком?

(высказывания детей)

III . Рефлексия

Шалва Амонашвили считает, что в каждом из нас скрыто удивительное зернышко. Это то, что человек способен вырастить в себе, чтобы принести окружающим его людям счастье.

У вас на столах пшеничные зернышки (картинка), напишите на нем человеческое качество, которое должно прорасти в душе каждого настоящего человека и которого не хватает героине нашего рассказа - Нине.

( дети помещают свои зернышки в лукошко на доске)




Логотип

Логотип

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей


Розыгрыш ЦЕННЫХ ПРИЗОВ среди ВСЕХ участников
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Широглазова Надежда НиколаевнаНаписать 1041 19.03.2019

Номер материала: ДБ-507639

  • Начальные классы
  • 2 класс
  • Конспекты
    19.03.2019 1307
    19.03.2019 117
    19.03.2019 90
    19.03.2019 276
    19.03.2019 526
    19.03.2019 972
    19.03.2019 644
    19.03.2019 66

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Разделы: Литература

Класс: 8

Цели:

  • воспитание почтительного уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним;
  • учить детей сопереживать, сочувствовать старым людям.

Оборудование:

  • Эпиграф: «Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни». (В.А. Сухомлинский)
  • Пословицы: Старцу пакости не твори. Не смейся над старым, и сам будешь стар. Старость на ласку жадна. Старость не в радость. Старость придет – веселье на ум не пойдет. Придет старость – придет и слабость. Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков.
  • Наглядность: картины и фотографии с изображением пожилых людей.
  • Презентация песни «Дорогие мои старики».
  • Словарь:

Почитание – глубокое уважение, любовь к кому-либо.
Семья – группа живущих вместе родственников, чаще всего близких.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовное и душевное качества; выполнение этих правил, поведение.
Поколение – 1) одновременно живущие люди близкого возраста; 2) родственники одной степени родства по отношению к общему предку (из поколения в поколение передается, от отца к детям, от старших к младшим).

Вступительное слово учителя

Разговор на уроке пойдет о бережном отношении к дедушкам и бабушкам, о воспитании чувства уважения к ним. Вы должны понять, что подлинная гуманность (т.е. человеколюбие) общества и человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, т.е. самым беззащитным и нуждающимся в помощи. Вы должны научиться видеть горе, беду, одиночество старого человека и помочь ему.
Род человеческий состоит из поколений. В мире живут одновременно несколько поколений: уходящее, находящееся в расцвете сил, выходящее и только что появившееся.
Уважение, почитание старших поколений – закон жизни. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней – мудрость многих поколений. Уважают не седины сами по себе, а то, что за ними, поэтому всеобщим уважением и почетом должны пользоваться старики. Всегда нужно помнить одно из главных правил человеческого общения, которое называют «золотым правилом нравственности». В учении древнекитайского философа Конфуция (VI-V в. до н. э.) золотое правило осмысливается как основа поведения: «Чего сам не желаешь, того не делай другим». Оно в той или иной форме вошло в моральное сознание всех цивилизованных народов: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Традиция почитания старших

Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далекое прошлое? Еще в Библии речь идет о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь. По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они мудрее, духовно богаче и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки, бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от них полезный совет.
Вспомните эти сказки. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» …)
Вечерами в теплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку, приносило ребенку удачу.

Воспитание детей в Древней Руси. (Выступление ученика)

В Древней Руси воспитание детей велось в духе почитания и уважения старших. Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом, хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим. Почитание старших отражалось в мельчайших подробностях быта славян: не садись первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок – отцу-кормильцу, не говори много в присутствии старших,…
Наши предки понимали, что основы личности закладываются в детстве, и старались с раннего детства воспитывать в детях стремление к добру, отвращение к подлости и лицемерию, отличать истину от лжи, добро от зла, приучали к труду и честной жизни.

Учитель: В условиях современности почитание старших могло бы стать для детей внутренним мотивом для того, чтобы не совершать плохие поступки. Живущие в настоящем призваны жить так, чтобы не уронить чести, достоинства, ратной славы предков. Не уронить эту честь, а преумножить.

Беседа

Итак, разговор о старости.
Как вы понимаете, что такое старость? Что ей свойственно? (Старость – это период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма). Всмотритесь внимательно в лица старых людей, изображенных на картинах и фотографиях.
(Обращение к наглядности).
Что вы видите? Что читаете на этих лицах? (Возраст, опыт, ум, знания, доброту, беспомощность, физическую немощь, любовь к детям и внукам, мудрость, …)
А ведь можно вопрос поставить несколько иначе: как вы считаете, чем может обернуться старость для человека? Я предлагаю вам 3 возможных ответа: старость – счастье, покой, беда.
Рассмотрим эти утверждения. (Ответы детей).
А вот как сами дедушки и бабушки считают, чем может обернуться для них старость.
(Видеозапись).
Подведем итоги вышесказанному и услышанному.

1 старость – счастье.

Может ли старость обернуться счастьем? Все хорошо: и любят бабушек и дедушек, и заботятся о них, а здоровья нет. Счастье это?

2 старость – покой. (Слова из домашнего задания на тему: «Милосердие и любовь»).

Это – ласка, любовь; забота и уют; тепло и внимание; уважение и почет; сытность, чистота; у детей все хорошо…
Хорошо, когда в старости человек ощущает подобное к себе отношение.

3 старость – беда. Это равнодушие, забвение, отсутствие любви, нет близких, одиночество (Это прозвучало в ответах бабушек и дедушек).
Слова эти несут холод, тоску. Плохо одному в ночи да еще старому немощному человеку. (В слове одиночество видим смысл: один, ночь)
Значит, старость – это счастье? И очень хочется, чтобы для наших бабушек и дедушек она оборачивалась покоем.

Анализ ситуаций. Чтение рассказов

1. «Именинный пирог», В. Сухомлинский.
Перед чтением задание: подумать над концовкой рассказа.
2. Л.Н. Толстой: «Старый дед и внучек».
Перед чтением задание: о чем заставляет задуматься этот детский незамысловатый рассказ? Чему он учит?
3. Какие пословицы соответствуют той и другой ситуации? (Смотреть на доске пословицы, подобранные детьми к уроку).

Учитель:

Мне самою судьбой завещано,
Жизнью всею – и в этом суть –
Поклониться низко бабушкам и дедушкам,
Добрым словом их помянуть.

Многие из нас с радостью, а порой и с грустью вспоминают прекрасные дни, проведенные с дедушками или бабушками, с теми, кто украшал наше детство советами, нежностью, конкретной помощью и поддержкой, когда мы действительно нуждались в них. Какие ваши бабушки и дедушки? Как вы к ним относитесь? Поделитесь, расскажите о них.

Рассказы детей о самых близких и дорогих им людях

Подведение итогов

– Чему вы научились на уроке?
– Чем может обернуться старость? Что нужно делать, чтобы она не обернулась бедой?
– От вас это зависит?

Учитель: Думаю, что вы со мной согласитесь, что каждая семья держится на любви и памяти старшего поколения. Бабушки и дедушки – хранители семейного очага. Они передают своим детям, внукам жизненный опыт и мудрость многих и многих лет, объединяя десятилетия истории семьи в одну непрерывную цепь. Проявляйте к ним максимум внимания и уважения, не оставляйте их без помощи. Ведь старому человеку и нужны – то всего любовь, забота, слово доброе. Старость нужно уважать! Как гласит народная пословица: «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков».

Домашнее задание: Прочитать рассказ В. Осеевой «Бабка». Как относились члены семьи к бабушке?

Приложение.

«Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все дома портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз сын с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил. « Я, батюшка, корытце делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этого корытца кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

«Именинный пирог»

У Нины большая семья: мама, папа, два брата, две сестры и бабушка. Нина – самая маленькая. Ей 12 лет. Бабушка – самая большая. Ей 80.
Когда семья обедает, у бабушки дрожат руки. Несет она ложку ко рту – ложка дрожит, капельки падают на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что будет праздничный обед, что Нина может приглашать подруг.
Вот и настал этот долгожданный для Нины день. Все готово к приему гостей. Мама накрывает стол белой скатертью. А Нина думает: «Бабушка ведь тоже за стол сядет. А у нее руки дрожат. Подружки смеяться будут. В школе потом расскажут.
Нина тихо сказала маме: «Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится». «Почему?!» – удивилась мама. «Ну… у нее руки дрожат. Капает на скатерть».
Мама села на стул и долго молча сидела. А потом встала и сказала Нине…
Что сказала мама Нине?
Примерно так: «Праздника сегодня у нас не будет. Бабушка наша болеет. Поздравляю тебя, дочь, с днем рождения. Мое тебе пожелание: расти добрым, чутким человеком.

Содержимое публикации

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

НОМИНАЦИЯ: КЛАССНЫЙ ЧАС.

Тема: «Уважение к старшему поколению»

воспитатель 1 категории

Бармакова М.Ю.

Цель: воспитание почтительного уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним.

Задачи: 1) формировать у учащихся правильное представление о добре и милосердии;

2) воспитывать уважение, чувство благодарности к старшему поколению;

3) учить детей сопереживать, сочувствовать старым людям;

Оборудование:

Эпиграф: «Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни». (В.А. Сухомлинский)

Пословицы: И старость не страшна, коль молодые уважают. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Наглядность: картины и фотографии с изображением пожилых людей.

Песня «Дорогие мои старики».

Почитание – глубокое уважение, любовь к кому-либо.
Семья – группа живущих вместе родственников, чаще всего близких.
Нравственность– правила, определяющие поведение; духовное и душевное качества; выполнение этих правил, поведение.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: почтительно, бережно, с уважением относиться к старшему поколению.

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Ход занятия

Этапы работы

Содержание этапа

момент: эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.

Постановка проблемного вопроса.

Мотивация к деятельности (апелляция к жизненному опыту детей).

Работа в группах.

Цель: научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий.

Вывод. Прием «актуальность темы»

работа со словарем.

Цель: обучение самостоятельной работе со словарем.

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, обогащение словарного запаса.

Постановка проблемного вопроса.

Знакомство с новым рассказом.

Беседа по прочитанному рассказу.

Работа по подгруппам со словарем.

Здравствуйте, ребята,улыбнитесь друг - другу и пожелайте здоровья всем. Мне очень приятно видеть вас, быть вместе с вами. Если наша встреча началась с улыбки, значит, у нас все будет хорошо.

Сейчас я вам прочитаю рассказ В. Осеевой «Просто старущка» (на экране иллюстрация к рассказу).

Ребята, как вы думаете о чем пойдет речь на нашем занятии?

Ответы детей.

Разговор сегодня пойдет о бережном отношении к дедушкам и бабушкам, о воспитании чувства уважения к ним. Все знают, что бабушки и дедушки очень любят своих внуков. А вы

любите своих бабушек и дедушек?

Ответы детей.

Если люди любят друг – друга, если семья дружная, то живут по законам любви и добра. А вы, ребята, хотите жить по таким законам?

Ответы детей.

Давайте, создадим эти законы для всех семей мира. Тогда в семьях будет царить мир и доброта.

Дети предлагают законы любви и добра.

Педагогом подводится итог. На экране законы любви и добра:

1. Люби весь мир и всех людей.

2. Спеши делать добро.

3. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Хотите, ребята, еще познакомиться с одним законом любви и добра? Этот закон вы составите самостоятельно.

Работа в группах: дети составляют закон, который состоит из отдельных слов: «Больше отдавать, меньше оставлять для себя» (на экран).

А чем же богат человек? Что мы можем отдавать своим близким людям?

Ответы детей (Любовь, доброту, верность, дружбу, нежность, чуткое отношение, уважение).

Молодцы, ребята, человек, имеющий такие черты личности, объединяет в себе духовное богатство и высокую нравственность.

Доброта, чуткое отношение, уважение – вот что согревает жизнь наших бабушек и дедушек. Жить по законам любви и добра (обращаю внимание на экран), значит, отдавать частичку своего сердца, души другим людям.

Ребята, вы должны запомнить, что уважение, почитание старших поколений – закон жизни.

Ребята, что означает слово « уважение», «почитание»?

Ответы детей (работа в группах со словарем).

Уважение — это хорошее отношение к другому человеку.

Уважение — это признание достоинств человека.

Почитание – глубокое уважение, любовь к кому-либо.
За что вы уважаете своих бабушек и дедушек?

Прошу встать детей в круг, взяться за руки и свой ответ начать со слов: « Я уважаю свою бабушку, дедушку за …»

Ответы детей (за мудрость, за заботу, за возраст, за добрые глаза и т. д.)

Спасибо, бабушки и дедушки вас любят и вами гордятся.

Есть такая пословица: « И старость не страшна, коль молодые уважают» (на доске)

Как вы понимаете, что такое старость?

Ответы детей.

Всмотритесь внимательно в лица старых людей, изображенных на картинах и фотографиях.
(Обращение к наглядности).
Что вы видите? Что читаете на этих лицах? (Возраст, опыт, ум, знания, доброту, беспомощность, физическую немощь, любовь к детям и внукам, мудрость …)

Ребята, может быть я вам скажу грустные слова, но это так: старость не может быть счастьем. Старость может быть покоем, или бедой.

Что же старость делает бедой?

Ответы детей.

Педагог подводит итог: бедой старость делает

равнодушие, забвение, одиночество. Слова эти несут холод, тоску.

Как сделать так, чтобы бабушки и дедушки ощущали себя в старости счастливыми?

Ответы детей.

Педагог делает вывод: помните, ребята, у вас самые добрые и заботливые бабушки и дедушки, они вырастили и воспитали ваших родителей, а сейчас всю заботу и ласку отдают вам. А от вас им нужно совсем немного, лишь уважение. Покоем старость становится тогда, когда ее уважают.

Сейчас я вам прочитаю рассказ

В. Сухомлинского «Именинный пирог»

У Нины большая семья: мама, папа, два брата, две сестры и бабушка. Нина – самая маленькая. Ей 12 лет. Бабушка – самая большая. Ей 80.
Когда семья обедает, у бабушки дрожат руки. Несет она ложку ко рту – ложка дрожит, капельки падают на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что будет праздничный обед, что Нина может приглашать подруг.
Вот и настал этот долгожданный для Нины день. Все готово к приему гостей. Мама накрывает стол белой скатертью. А Нина думает: «Бабушка ведь тоже за стол сядет. А у нее руки дрожат. Подружки смеяться будут. В школе потом расскажут.
Нина тихо сказала маме: «Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится». «Почему?!» – удивилась мама. «Ну… у нее руки дрожат. Капает на скатерть».
Мама села на стул и долго молча сидела. А потом встала и сказала Нине…
Что сказала мама Нине?
Примерно так: «Праздника сегодня у нас не будет. Бабушка наша болеет. Поздравляю тебя, дочь, с днем рождения. Мое тебе пожелание: расти добрым, чутким человеком».

Беседа по прочитанному рассказу:

- Почему не состоялся обед?

- А как Нине нужно было поступить?

- А как вы бы поступили?

Ребята, стол это место единения семьи. Самое почетное место за столом – во главе стола, занимают люди старшего поколения – бабушки и дедушки. Пусть это будет вашей семейной традицией.

Предлагаю детям разделиться на 3 группы, взять «Толковый словарь» С. Ожегова и выяснить, что обозначает слово «кодекс»

Кодекс - систематизированный свод законов.
Кодекс - совокупность правил поведения.

Ребята, давайте разработаем кодекс «Уважения», т. е. законы по которым вы будете жить и относиться ко всем людям старшего поколения.

Дети работают под музыку «Дорогие мои старики»

По окончании работы зачитывают правила.

Наш классный час подошел к концу, если вы считаете тему об уважении к старшему поколению нужной, серьезной, то покажите зеленый круг, а если это было вам не нужно, покажите желтый круг.

Ребята, встаньте рядом с портретами пожилых людей и, глядя в их добрые глаза, дайте им обещание, которое начинается со слов: «Теперь я всегда буду помнить, что …»

Ребята, А. П. Чехов сказал: "Если бы каждый человек на своем участке земли сделал бы все, что мог — как прекрасна стала бы наша земля". То же можно сказать и об отношении к старшему поколению: если бы каждый позаботился о своих родителях, бабушках, дедушках, о тех, кто на твоих глазах нуждается в помощи, насколько лучше и радостнее бы стала их жизнь!

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 115

В. А. СУХОМЛИНСКИИ

ПАВЛЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

В СЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом АПН СССР

Рецензенты: действительный

член АПН СССР, профессор Ф. Ф. Королев, член-корреспондент АПН, профессор Б. П . Есипов, кандидат педагогических наук И. И . Терещенко.

В этой книге обобщен многолетний опыт учебно-воспитательной работы Павлышской средней школы. Рассказывая об усилиях педагогического коллектива по воспитанию всесторонне развитой личности, автор стремился показать этот труд по возможности со всех сторон, не только разъяснить применяющиеся методы, но и раскрыть их внутренние связи и взаимо-связи.

Тридцать три года педагогического труда автора этой книги были наполнены напряженными поисками и раздумьями. За эти годы наша страна добилась огромных успехов как во внутренней жизни, так и в международных отношениях. Педагогика социалистического общества, сложившаяся в нашей стране за годы строительства социализма, совершенствовалась и продолжает совершенствоваться в тесной связи с революционными преобразованиями в области экономики, политики, идеологии. .«Воспитание всесторонне развитой личности — длительный и сложный процесс, зависящий от материальных и культурных условий жизни, от глубины и размаха идейно-политической работы»,—говорится в Тезисах ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции» 1 .

Перед школой возникла новая, небывалой сложности задача— давать среднее образование всему молодому поколению, воспитывая из своих питомцев активных строителей коммунистического общества, мужественных патриотов, непримиримых к буржуазной идеологии, готовых отдать все свои силы и даже жизнь во имя завоеваний революции.

Эта задача является неразрывной составной частью общего комплекса задач строительства коммунизма — создания материально-технической базы коммунистического общества, совершенствования социалистических и формирования коммунистических отношений и воспитания нового человека.

Главная исходная позиция советской педагогики — идейнопедагогическое наследие В. И. Ленина, являющегося, по определению А. В. Луначарского, могучим основоположником советской педагогики. Все годы своего труда педагогический коллектив нашей школы стремился к тому, чтобы ленинское идейно- педагогическое наследие определяло дух, основу нашего творчества и нашего опыта.

Творчески применяя педагогические идеи Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, непрестанно уточняя и корректируя накопленный личный опыт, учительский коллектив Павлышской школы стремился найти такое сочетание теории и практики, которое бы наиболее полно отвечало требованиям воспитания подрастающего поколения в духе коммунизма, раскрывало с предельной глубиной воспитательную силу таких факторов, как связь школы с жизнью, с трудом, а также социальным, моральным и научно- техническим прогрессом общества.

Цели воспитательной работы мы усматриваем в том, чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умственную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклонности и способности. Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинно человеческого в каждом честном человеке.

В основу своей учебно-воспитательной работы наш педагогический коллектив положил следующие взгляды и убеждения, являющиеся его педагогическим кредо.

Специфической чертой педагогического труда является то, что мы, учителя, работаем на будущее. То, что закладывается в ребенке сегодня, становится фактором гражданского, морального, духовного облика зрелого человека через несколько лет, иногда через десятилетия. «Будущее Страны Советов станет таким, каким его сделают сегодняшние октябрята, пионеры и комсомольцы» — эти слова Л. И. Брежнева из его доклада на юбилейной сессии ЦК КПСС и Верховных Советов СССР и РСФСР заключают в себе ярко выраженную программу воспитательной работы. Одну из важнейших воспитательных задач наш педагогический коллектив видит в том, чтобы жизнь ученического— пионерского, комсомольского — коллектива была первой школой гражданственности, труда, идейных и нравственно-эстетических отношений. Как заложить в ребенке — будущем гражданине — прочное идейное ядро гражданина, труженика, строителя коммунизма — это важнейший критерий и главный измеритель нашей самопроверки в процессе воспитательной работы.

Мы заботимся о гражданственности и творческой насыщенности труда школьников. С той поры, как ребенок научился нести ложку от стола ко рту — он трудится. К 10—12-летнему возрасту он уже видит первое плодоносящее дерево, выращен-р$&е собственной рукой.

Далее, чтобы приобретенные молодежью знания стали реальным средством повышения производительности ее труда, воспитываем у молодого поколения диалектический взгляд на труд, на взаимодействие человека с природой. Учащиеся в школе, дети, подростки, юноши и девушки развиваются в атмосфере творческого отношения к труду, видят практическую необ-* ходимость овладения знаниями для груда, на практике убеждаются в возможности подчинять силы природы человеческому разуму.

Социальный и моральный прогресс общества в решающей мере зависит от того, как люди, составляющие это общество, относятся к труду, что они находят в нем — только средство приобретения материальных и духовных благ или же условие полноценной, содержательной, интересной духовной жизни. Именно поэтому мы положили в основу нашей воспитательной работы правило: ребенок должен находить радость в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и духовных ценностей для человека, для социалистического общества.

Обстановке бескорыстной радости труда — труда для общества — мы придаем очень большое значение. Труд радует ребенка сам по себе. Ребенок находит удовлетворение в самом процессе труда. Совершенно очевидно, что для создания такой обстановки необходима интеллектуальная насыщенность труда, проникновение науки и техники в повседневную трудовую деятельность.

Но для этого необходимо в равной мере и нравственное богатство отношений между членами коллектива. Коммунистическое начало труда заключается в конечном счете не в технике, а в человеке — в его идеалах и стремлениях, в тех целях, которых он достигает своим бескорыстным добровольным трудом. Источник радости труда и полноты духовной жизни в труде мы видим в том, чтобы отношения между юными тружениками были глубоко человечными, чтобы первое творческое начало в труде было созданием счастья и радости для людей, для народа. Это и есть высокая нравственность жизни.

Важным условием осуществления школой своей роли в общественном развитии является связь школы с жизнью, а также связь умственного и нравственного воспитания школьников.

1 Идеи великих педагогов — Коменского, Песталоцци, Руссо, Ушинского, Дистервега, направивших школу, учителя, ученика на изучение окружающего мира, учивших исследовать, объяснять то, что человек видит, — преломляются в нашей работе применительно к нашим задачам воспитания. Важно, чтобы ребенок не только видел окружающий мир таким, какой он есть, но и стремился делать его лучше. Воспитательный смысл избираемого учителем метода изучения приобретает в связи с этим особенно большое значение. Дистервег говорил, что плохой учитель лишь сообщает истину, хороший же открывает ее. Умение вести учеников по пути познания так, чтобы они открывали истину, — это не только дидактическое мастерство, но и воспитание правильных взглядов на природу и общество, формирование стойких убеждений, выработка необходимого для творческого труда исследовательского подхода к явлениям

Разработка интегрированного урока окружающего мира,ОРКиСЭ, внеклассного чтения и развития речи с использованием проектной деятельности учащихся по теме: "Дари людям добро и свет. Я, семья, друзья". Цель: дать ученикам элементарные представления о духовных составляющих: доброте, честности, вежливости, щедрости, деликатности; раскрыть содержание разных проявлений красоты человеческого поведения средствами чтения произведений, анализа ситуаций; систематизировать знания о поведении дома, в школе, среди людей вообще, правила культуры общения; учить руководить своими эмоциями, управлять поступками, учить создавать психологический комфорт вокруг себя; воспитывать в детях доброту, вежливость, взаимопомощь, сочувствие, любовь в любых жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока окружающего мира,ОРКиСЭ, внеклассного чтения и развития речи с использованием проектной деятельности учащихся по теме: "Дари людям добро и свет. Я, семья, друзья".»

Интегрированный урок окружающего мира , ОРКСэ,

внеклассного чтения и развития речи.

Тема. Дари людям добро и свет. Я, семья, друзья.

Цель: дать ученикам элементарные представления о духовных составляющих: доброте, честности, вежливости, щедрости, деликатности; раскрыть содержание разных проявлений красоты человеческого поведения средствами чтения произведений, анализа ситуаций; систематизировать знания о поведении дома, в школе, среди людей вообще, правила культуры общения; учить руководить своими эмоциями, управлять поступками, учить создавать психологический комфорт вокруг себя; воспитывать в детях доброту, вежливость, взаимопомощь, сочувствие, любовь в любых жизненных ситуациях.

Оборудование: рисунок Солнышко, творческая проектная работа «Какой ты есть» (фотографии детей с написанными чертами характерами, которые им присущи); планета «Я»; созвездия «Семья», «Друзья»; микрофон, карточки для задания «Выберите правильные правила общения»; тексты для чтения В.Сухомлинского «Именинный обед», аудиозапись песни о доброте, презентация «Твори добро», аудиозапись песни к танцу «Дружба».

Эпиграф: «Ты еще маленький, но солнце

в тебе может жить очень большое»

Организация класса

Улыбнемся друг другу,

Пусть сегодня в каждое сердце

Солнышко прибавит тепла!

А мы с вами улыбнемся

Пожелаем друг другу добра!

- Я приглашаю вас к разговору о жизни, о людях, которые нас окружают и нашем отношении к ним. Собеседником у нас будет солнышко, которое тоже умеет слушать.

2. Мотивация учебной деятельности.

- Протяните свои ручки к солнышку. Представьте, как оно касается своими лучиками ваших ладошек. Что вы чувствуете?

- Какое настроение у вас от этого тепла появилось?

- Что еще, кроме тепла, может дарить солнышко?

- С каким человеком можно сравнить солнышко?

Хорошие люди похожи на тёплое солнце,
Которое, тучи раздвинув, выходит из тьмы…
Когда целый мир над твоей неудачей смеётся,
Они добрым словом согреют в разгаре зимы.

Нельзя постоянно в их лучиках солнечных греться,
Ведь надо, встречая добро, становиться добрей!
Хорошие люди всегда улыбаются сердцем,
И видят в угрюмых прохожих – хороших людей…

3. Проверка домашнего задания

1) Презентация проекта «Какой я есть».

Дети рассказывают, какие черты характера они уже имеют, и одну черту, которую бы хотели воспитать в себе.

- Посмотрите, как мы объединились в одну дружную школьную семью, в которой каждый ребенок – это личность, каждый – со своим характером, эмоциями, привычками. Но мы учимся и будем учиться понимать желания другого, всегда со всеми быть честными, учтивыми, дарить радость от общения.

2) Технология «Мозговой штурм»

Попробуйте к каждой букве слова «солнце» подобрать черты характера, которые должны быть в человеке, который похож на солнышко.

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами поучимся быть солнышками для окружающих, узнаем, в состоянии ли мы согреть кого-то, предостеречь от беды, помочь, успокоить. Читая произведения, анализируя ситуации, будем раскрывать содержание разных проявлений красоты человеческого поведения, правила культуры общения.

Прочитайте эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

5. Работа над темой урока.

1) Составление ассоциативного куста

- Сначала каждая планета «Я», как зеркало, воспроизводит то добро, щедрость, любовь, которую получает от окружающих. Но если вы хотите, чтобы окружающие вас уважали, прислушивались к вашему мнению, нужно научиться уважать их, любить и помогать.

Планету «Я» окружают спутники – «Семья», «Друзья», . Все это окружение ожидает от вас доброжелательного, порядочного окружения. Вы должны понимать, что без доброго отношения, вежливого общения, понимания окружающих нельзя спокойно жить. Грубость, жестокость, зависть, хитрость, жадность наполняют нашу жизнь болью, стрессами, неурядицами.

Спутник «Природа» Планета «Я» Спутник «Друзья»



2) Технология «Микрофон». Игра «Хороший ребенок»

- Давайте вспомним, что нужно знать и делать, как относиться к родным, чтобы стать солнышком для своей семьи?

- Как нужно относиться к родным?

- Очень бы хотелось, чтобы вы всегда были добрыми и внимательными к близким и никогда не огорчали их. Потому что дети – самое дорогое, что есть у родителей, а для детей родители – ценнее всего. Но, к сожалению, не всегда так в жизни бывает.

3) Работа над рассказом В.Сухомлинского «Именинный пирог»

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

а) Чтение рассказа хорошо читающим учеником.

- Послушайте рассказ и скажите, почему мама отменила праздничное застолье?

б) Выборочное чтение.

- Прочитайте предложение, в котором сказано о том, как мама отреагировала на просьбу дочери?

Как нужно прочитать это предложение?

-Кто приготовил пирог на День рождения Нины?

- Какие главные, важные слова сказала мама Нине?

- Как бы поступили вы на месте мамы?

- Какой совет вы дали бы Нине?

Вывод: Уважайте своих близких, родных, и от этого вам хорошо будет жить на земле.

Песня о доброте

(исполняет весь класс)

4) Песня о доброте

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, Друзья, всегда

Друг другу желать Добра!

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!

5) У планеты «Я» есть Спутник планета «Друзья».

Слово ― дружба ― по своему значению тесно связано с таким понятием, как

родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь , сходство

От друга ждут верности, у друга ищут поддержки, помощи в трудную минуту.

К другу идут с радостью – он разделит ее с вами . Друг поймет ваши заветные

мечты , сохранит ваши тайны .

- Вы пришли в класс каждый со своим настроением, эмоциями, характерами. Чтобы нам хорошо жилось, работалось, в коллективе должны быть доброжелательные отношения, вежливое общение.

В этом классе все друзья –

Ты, и мы, и вы, и я!

Добрый день тому, кто слева!

Добрый день тому, кто справа!

В этом классе все друзья –

Ты, и мы, и вы, и я!

Руку дай тому, кто слева!

Руку дай тому, кто справа!

В этом классе все друзья –

Ты, и мы, и вы, и я!

Пожалей того, кто слева!

Пожалей того, кто справа!

В этом классе все друзья –

Ты, и мы, и вы, и я!

Улыбнись тому, кто слева!

Улыбнись тому, кто справа!

Друг не может быть злобным и

самовлюбленным. Также не соединяются с понятием ―дружба- жадность и

хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и черствость. Друг –

это всегда серьезно . Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому.

7) Инсценировка рассказа Осеевой «Синие листья» (Сизова Карина ,Семина Ирина)

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зелёный карандаш.

А Катя и говорит:

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена.

– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зелёного нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

-Как вы понимаете слова учительницы : «Надо так давать, чтобы можно было взять?

_Как вы думаете ,какой была Катя?

Нет народа, у которого не было бы пословиц и

поговорок о дружбе.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте:

1. Один за всех ,а все за …..(одного).

2. Семеро одного…(не ждут).

3. Один в поле…(не воин).

4. Старый друг лучше..( новых двух )

5. Нет друга – ищи, а нашел –… ( береги).

6. Не имей сто рублей, а имей сто… (друзей).

7. Друг познается …(в беде).

8. Без беды друга …(не узнаешь).

9) Творческая работа «Придумайте и назовите правила общения с друзьями».

Хочешь для друзей солнышком стать –

Правила эти ты обязан знать.

Правила общения между друзьями, одноклассниками

Правила общения с одноклассниками

• проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

• никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

• всегда и во всём помогай младшим и слабым;

• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

• не придумывай никому обидных прозвищ;

• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

• всегда выполняй данные тобой обещания;

• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

• всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма.

никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

10) Дидактическая игра «Не потеряй друга» (если согласны нужно хлопнуть, не согласны -топнуть».

Вести себя, так как тебе хочется.

Вести себя со своим другом так, как ты хотел бы, чтобы он обращался с тобой.

Быть сердитым и серьезным.

Рассказывать только о себе.

Слушать своего друга.

Обращаться к другу по имени.

Называть друга только по фамилии.

Сознаваться в своих ошибках.

Скрывать свои ошибки и замечать чужие

-Что это за праздник без друзей?

Отмечать праздники и Дни рождения веселее вместе.

Дружба- это свет и радость,

Это песни, игры и мечты.

Дружба – это краски радуги,

Дружба – это я и ты.

11) Танец «Дружба» (Оксанич Настя и Абдураманова Алиме ,Сиротин Даниил)

5. Обобщение и систематизация знаний.

1) Чтение стихотворений учащимися – обращение ко всем собравшимся.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.

Мы часто все, о чем ни будь, мечтаем
Стремимся и хотим достойно жить
Но заповедь простую забываем
Друг другу доброту души дарить

Дарить слова, свое расположение
Дарить дела, поддержку, теплоту
Внимание, забота, уважение
Пусть заполняют жизни пустоту

Дарить любовь, и веру, и надежду
Всем, кто отчаялся на жизненном пути
Пусть звезды засияют им, как прежде
И станет дальше легче им идти

И ничего, в ответ не ожидайте
Забудьте про корысть и про расчет
В своей душе добра росток создайте
И пусть он ярким светом зацветет.

Чтобы вас любили и уважали, используйте волшебные слова.

2) Игра « Доскажи волшебное слово»

Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь(здравствуйте),
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.

Дарите доброту души друг другу
Дарите доброту души другим
Добро, прошедшее не раз по кругу
К истокам снова припадет своим

Все возвратиться, как не раз бывало
И, в наш нелегкий, сумасшедший век
Все, что творцом задумано с начала
Понять лишь сможет добрый человек.

6. Итог урока. Рефлексия

- О чѐм мы с вами говорили ?

- Что больше всего запомнилось?

Рефлексия «Волшебные лучи»

- Солнышко всем дарит свои лучи, и от этих лучей поступает тепло, спокойствие. Возьмите каждый свое солнышко, улыбнитесь ему так, как оно улыбается вам. Будьте добрыми, внимательными, искренними, честными всегда. Пусть солнышко будет постоянно сиять в ваших сердцах. Дарите тепло и ласку окружающим, и тогда станет больше солнца в мире, больше счастливых людей, более радостной станет жизнь.

7. Домашнее задание.

Попробуйте дома составить рассказ о человеке, похожем на солнце.

Читайте также: